2 страница
за оврагом, а когда стеной обнесем, то через овраг от стены до стены мосток перебросить можно, и будет у нас крепость сильная, так просто не возьмешь.

— Если всё стеной обнесем. То такое селение у нас будет городищем называться. Хорошо ты замыслил, хоть знаю, что не сам думал, а община тебя направила, но раз община тебе доверяет то назначаю тебя Бронислав старостой городища Полоцк, занимайся строительством, в первую очередь ставьте ограду и амбары с печами.

Я осмотрелся и увидел сына Стародуба.

— Здебор иди сюда — позвал я парня — а ну расскажи как ты походом в земли чудинские хаживал.

— Да какой там поход? — удивился парень. Этот парень по местным меркам был года на два младше меня — так прошли по следам татей, пока можно было их читать, а потом на берегу место нашли, где людишки чужие на лодки сели, вот и весь поход. Пробежали мы вверх и вниз по течению но никого не нашли, так ни с чем и назад вернулись.

— Молодец отрок, хоть походил ваш и без боя обошелся, но руководил ты грамотно и никого из воев своих в лесу не потерял. А ещё сам не потерялся. Знаешь, это о многом говорит, видно отец тебя правильно учил. Назначаю тебя отрок воеводой младшей дружины, набирай пацанов, я дам вам старших воинов, что науку воинскую познали и начинайте учить отроков, а кроме того твоя задача будет охраной стен городища нашего и патрулированием подступов заниматься.

— Креслав — крикнул я воеводу — вот твой помощник из самых толковых отроков. Обучи всем премудростям дела воинского, как сам научишь, таких воев и получишь. Ты воевода Кривичский, твоя задача в походы дальние ходить, а сей отрок будет нашу крепостицу от ворогов оберегать.

— Бронислав, во всех твоих делах вот с этими мужами тебе дело иметь — я показал на двух воевод — Креслав у нас воевода старшей дружины, а Здебор, почитай личная охрана ваших мастеровых людишек, да баб с детьми.

Я посмотрел на присутствующих.

— Наша задача железо и изделия из него побольше произвести, да умудриться всё это на торг отправить. А ещё у нас зима на носу и до морозов требуется всех людей за ограду в домишки теплые посадить. Приходите как кликну в светлицу, отобедаем с вами, будем думы думать и решать как дела наши вести.

Оставив задумавшихся вождей у стены, я зашел в дом, что был раньше купеческим штабом, возле двери стояла миловидная, одетая во все чистое девчушка.

Я кивнул ей и спросил:

— Как зовут тебя красавица?

Красавица покраснела и ответила.

— Зорицой кличут рикс.

— Давай Зорица скажи там пусть принесут попить и поесть на шесть человек. Как стол накроете позови воеводу Креслава, старосту Бронислава, тетку что болящих лечит раненых, Томилу, что командовала моими арбалетчицами, Милану, что пришла с копейщиками на первых кораблях, если она уже здорова и старшего кузнечных мастеровых.

Через тридцать минут в просторной избе стол был накрыт и собрались все приглашенные.

Я заслушал доклады по количеству захваченных трофеев, получалось что все амбары забиты, а потом Бронислав как то тихо сказал.

— Князь там бочонок нашли полный серебра, так мы его тут спрятали и охрану поставили.

Да я понял, что та бочка, которую мне Адалард вытащил была не одна и вот мои шустрые людишки нашли вторую.

— Значит так староста, все серебро принести сюда в мой дом, Креслав поставить охрану, круглосуточную. В острог никого не пускать, здесь будет жить только старшая дружина и прислуга, остальным ставить жилье за стеной, как мы и договаривались.

Бронеслав кивнул.

— Купцов и послов, что приходят из других родов сюда не пускать, нечего тут высматривать и выведывать. Вон там за стеной поставь избу переговорную, там встречать гостей и товары показывать свои будем. Особо обращаю внимание всех, что бы ни один чужак к мастерским не подходил, за каждым мастеровым особо присматривать, что бы никто им худого не сделал и мастеровые наши в полон к ворогу не попали.

Все одобрительно зашумели.

— Теперь ты Креслав слушай, с воинами нашими каждый день тренировки проводи с оружием, кроме того каждый седьмой день собирай всех мужчин селения и обучай их воинскому делу. Я хочу, чтобы если враги придут, то чтобы каждый муж мог взять меч или копье и встать на стену. А из самых толковых отроков начинай собирать младшую дружину, вон Здебор поможет. Бери всех кого захочешь, в любом селении, даже у чудинов и пёсьеголовцев. Я хочу, чтобы весной, как снег сойдет эти отроки смогли встать в строй и вести бой копьем или сулицей. Помоги Здебору обучить отроков и пусть командует ими сам.

— Милана, на тебе подготовка женщин копейщиц, на войну мы их брать больше не будем, но когда мужчины уходят, женщины должны иметь возможность защитить и себя и детей и княжье имущество. Женщины будут оставаться с младшей дружиной в селениях.

— Томила, на тебе арбалетчицы, собирай самых боевитых девок и начинайте готовить стрелков, весной пять десятков арбалетчиц должны быть готовы к походам и битвам.

— Ты знахарка подумай о врачевании больных и раненых, пройди по селениям и найди всех травниц и ведуний, всех кто может заговорами, или колдовством, или травяными настоями хвори отводить. Веди их сюда, поставлю вам дом в Полоцке, набирайте девиц молодых кто поумнее и мастерству врачевания учите.

Я повернулся к воеводе.

— Креслав скажи как зовут мастера, что производством метала ведает?

— Яровуд кличут вождь.

— Значит так передай Яровуду, что мастерские нужно разделить. То есть часть мастеров должна производить только оружие и брони, а другие пусть занимаются пилами, топорами, лемехами, гвоздями и всем необходимым железным хламом для жизни и на продажу. И еще, скажите Богомиру, что пора запускать большою печь, он знает как, мне нужен метал, пусть откует три больших якоря для кораблей, я покажу как. Завтра мне покажешь старших, кто будет над мастеровыми оружейными командовать и старшего над железных дел мастерами.

— Особо хочу тебе Бронислав задачу поставить, всех пацанов и стариков, что бы не были обузой научите уголь пережигать и руду искать. Старух всех посадить на производство ниток из шерсти и выделку ткани. Есть ли у нас те кто может ткать?

— Как не быть князь — сказала Мелиса — есть бабы, нешто мы безрукие, только вот все мастерицы у тебя в войске.

— Не дело это — произнес я — всех мастериц и мастеровых людей из войска убрать. Тех, кто может, ткать, выделывать кожи, лечить, ковать железо, работать с деревом поставить на свои профессии. А теперь скажите мне люди, кто из вас может говорить на многих языках и на чудинском и на вендском, кто