Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Колядовали на Руси всяк на свой лад. Дьячок ходил по домам, распевая тропарь (молитвенные стихи, церковные песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого), и получал от мирян за то натурой — хлеб, сало, крупу, а порой — и деньги. Священнику подарки дарили прихожане, а в ответ получали от него угощение.
Вообще-то Церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе Патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но вся история человечества уже доказала, что запретить потребность в веселье, смехе и шутке невозможно. Так, героиня одной анонимной комедии XVIII в. «Игрища на святках» объясняет необходимость устройства святочных игр так: «На что и на свете шататься да горе мыкать, коли между тем не иметь никаких веселостей».
Рядились по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.
В одном конце села звучало:
А на другом конце низкие мужские голоса пели:
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое и сочное — у Н. В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Нарубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от света снега».
В. Я. Брюсов
(1873–1924)
КОЛЯДА
ГАДАНИЕ,
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
В. А. Жуковский
или ворожба, завораживание — процесс увлекательный, таинственный и… опасный. Гаданием занимались еще халдейские жрецы, а затем и славянские волхвы, призывая сверхъестественные силы открыть будущее. Постепенно этот обряд «накрепко» врос в народную жизнь, да и не только в народную. Авантюристы всех времен и народов блестяще использовали страстное желание человека заглянуть в неведомое (вспомним графа Калиостро, метеором пронесшегося по России, или Сен-Жермена во Франции. Их предсказания принимали за чистую монету далеко не легковерные светские дамы и кавалеры. Обманывались и оплачивали золотом самые невероятные пророчества).
Самое слово «гадание» сродни еврейскому слову Гад — так называлась богиня счастья, по другим — от санкритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, т. е. что-нибудь угадывали. Гадать можно было в любое время, но самым «верным» считалось завораживание на святках — т. н. «святые дни» — 12 дней — с 7 по 19 января н. ст., особенно в самые «вещие» дни «Васильев вечер» (31 дек./13 янв.) и Крещенский Сочельник (5/18 января).
Приуроченность гадания к святкам можно объяснить, во-первых, тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее — то, что ждет его и близких в новом году. А во-вторых, в этот период нечистая сила — всякие там кикиморы, банники, домовые, черти, лешие и прочая нежить и погань — наиболее активна и, следовательно, легче доступна для контакта. Ведь именно от «нечистой силы» получают ответ на вопросы во время гадания, и тут главное — не спасовать, соблюсти особые правила поведения: во время зачуранья (заговоры, нашепты) дождаться пения петуха, перекреститься и т. д. Иначе можно и погибнуть — ну, в лучшем случае, просто помешаться.
Гадали о жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной и получившей наибольшее развитие темой гадания было, конечно, замужество и суженый.
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (и непременно — с левой ноги), на колющих и режущих предметах, набобах. Кстати, известная всем поговорка звучит так: «Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу».
Попробуем заглянуть в будущее?
Гадание на зеркалах
Предполагается, что здесь должны гадать люди с крепкими нервами, ибо «истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию», — говорится в одной старинной книге. Берутся два зеркала — больших и желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами; лучше всего держать зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, озаренный огнями. «Гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух