2 страница
работы, оценивает свой немалый вклад в успех компании. Как боссы умудрились довести ее до такого состояния? И почему они решили, что сокращение поможет? Может, они хотели угодить высокому начальству? «Бьюсь об заклад, этих жирных котов в свите не коснется никакое снижение зарплаты, не говоря уже о сокращении», — кипит от злости Джон. Он подавлен, и наружу вырываются негодование и праведный гнев.

Неожиданно он вспоминает слова Фрэн: «Может, это пустяки». А ведь правда! Подобные слухи ходили и раньше и оказывались безосновательными. К тому же Фрэн всегда одна из первых распространяет сплетни, не заботясь, правда это или нет. Джон взбудоражен — и облегченно выдыхает: «Да все это вполне может оказаться только слухами! В конце концов, если в течение всего одного квартала у компании были плохие финансовые показатели, это еще не катастрофа! Уверен, наша прибыль очень скоро вернется к норме — начальство наверняка думает так же». Он поднимается со скамейки и идет домой.

Проходя по парку, Джон ловит себя на мысли: «А если эти слухи — знак мне, что пришла пора перемен? Весь прошлый год я старался собраться с духом и уйти из компании, поискать место получше — что-нибудь типа хай-тек-стартапа, в который только что устроился мой приятель Рон. Может, настало время действовать?» Теперь он представляет волнующие изменения, которые сулит ему интересная карьера: более высокую зарплату, просторный офис, возможно, служебный автомобиль и членство в загородном клубе. Воображая восхищение на лице Сьюзи при виде его первой зарплаты на новом месте, он искренне радуется, даже чувствует прилив вдохновения. Джон клянется себе, что скоро обновит свое резюме — возможно, уже сегодня!

Жизнерадостность только усиливается, когда он видит двоих ребятишек, играющих на детской площадке, примерно того же возраста, что и его отпрыски. «В конце концов, — думает Джон, — разве не единственная по-настоящему важная вещь в жизни — семья, которую ты любишь?» Он дрожит от радости, выходя из парка, и с нетерпением ждет момента, когда проведет уютный вечер в кругу семьи. Что же до слухов в Tip-Top Products, они могут подождать до завтра. А там уж он сравнит свои наблюдения с тем, что заметили коллеги, и поймет, что же происходит на самом деле.

Возможно, вы никогда не сталкивались со слухами о сокращении, которые так взволновали Джона, но готов поспорить, испытывали подобные скачки настроения. Такое поведение весьма распространено и почти универсально — особенно в нашем мире, где все меняется настолько непредсказуемо и неподконтрольно. Как можно понять из истории про Джона, эмоциональные перепады просто сопровождали его размышления. Именно наш образ мыслей часто становится причиной подобных «американских гонок», которые мы сами себе устраиваем.

Я называю это поездкой на лифте настроения — но вы можете именовать это человеческим фактором. Это жизненный опыт, данный нам в ощущении момента. Лифт настроения то поднимает нас, то опускает по мере того, как мы проносимся сквозь череду самых разных эмоций. Эти ощущения играют главную роль в определении качества жизни, а также того, насколько эффективно мы справляемся с повседневными трудностями.

Мы каждый день катаемся на лифте настроения то вверх, то вниз. Но разве не здорово узнать, какие именно кнопки нажимать, чтобы задерживаться только на верхних этажах? Разве не полезно понять, как сделать остановки на нижних этажах менее длительными и более приятными? Предоставить ключ к пониманию того, как контролировать эти «поездки», и есть главная цель моей книги.

Для начала рассмотрим этажи, на которых он останавливается. В основе этого списка лежит мой опыт, а также опыт сотен групп и тысяч людей, которые посещали семинары, проводимые Senn Delaney и нашими посредниками. Конечно, у каждого свое количество уникальных этажей, на которых останавливается лифт настроения, но большинство состояний из моего перечня, думаю, покажутся вам знакомыми — пожалуй, вы тоже на них останавливались.

Когда лифт настроения привозит нас на верхние этажи, мы чувствуем себя беззаботными. В эти моменты, часы или даже дни мы благодарны за то, что имеем в жизни, ощущаем себя в безопасности, мы уверены в себе, креативны и находчивы. Нас непросто разозлить, и мы не склонны волноваться из-за мелочей. Мы более любознательны и менее субъективны, охотно находим что-то забавное в обычных вещах. Благосклонно воспринимаем сюрпризы, которые подбрасывает жизнь, ощущаем тесную связь с окружающим миром и даже способны постичь вселенскую мудрость. Именно такие минуты мы, скорее всего, и запомним благодаря радости и удовлетворению.

Но так как мы живые люди, какое-то время проводим и на нижних этажах. Это те моменты, когда наша жизнь не выглядит и не ощущается по максимуму, мы чувствуем себя неуверенно и даже беспокойно. Легко раздражаемся, обстоятельства быстро выводят нас из равновесия; позволяем себе критиковать других, становиться в оборонительную позицию, лицемерить. Бывает, настроение на нуле, мы обеспокоены чем-то или подавлены. Когда мы на нижних этажах, эмоции изменяются от довольно пассивных (вялость, апатия, грусть) до очень интенсивных и активных (возмущение, страх или злость).

На страницах книги мы будем использовать лифт настроения в качестве метафоры, охватывающей человеческий опыт во всем его многообразии. Она ясна и понятна и отлично сочетается с моим субъективным взглядом на изменения настроения. Не стану утверждать, что лифт настроения — научно обоснованный метод. Нет, это всего лишь инструмент, который оказался весьма эффективным подспорьем в моей жизни, — с этим согласятся многие из тех, с кем я им поделился.

Прежде чем начать обдумывать концепцию лифта настроения и его роль в вашей жизни, задайте себе следующие вопросы.

• Какие из перечисленных состояний мне знакомы?

• Какие этажи лучше всего определяют мой темперамент? На каких меня скорее будут искать мои родные и друзья?

• На каких этажах я хотел бы останавливаться чаще? На каких хотел бы проводить меньше времени?

• На каких этажах я чаще всего застреваю, понимая, что сегодня не мой день?

• На каких этажах обычно останавливаюсь, когда настроение падает?

• На каких этажах тормозит мой лифт настроения, когда я чувствую себя особенно продуктивным, креативным и счастливым?

Каждый по-своему воспринимает эту метафору: мы все уникальны. Что касается меня, то ощущение благодарности, как правило, сопровождает моменты, когда я на самых верхних этажах. Когда замедляюсь, успокаиваю ум и отпускаю все тревоги и заботы дня, я ощущаю абсолютную признательность своей жене Бернадетт и нашим пятерым детям. Та же волна благодарности накатывает, когда сын-подросток Логан — да, впрочем, и любой другой из моих детей — обнимает меня и говорит: «Я люблю тебя, пап». Или когда я останавливаюсь, чтобы полюбоваться красивым закатом, который расцвечивает небо мириадами