3. С энергией и энергичными людьми связано множество мифов. Почти во всех этих мифах есть доля правды. Они плохи только тем, что пытаются предложить нам универсальную характеристику энергии или универсальный рецепт, который поможет ее увеличить. На самом деле таких рецептов не существует. Нет никакой общей для всех энергии, которая бы одинаково выглядела и одинаково себя проявляла, и невозможно нарисовать единый портрет энергичного человека. Энергия у всех разная.
4. Цель этой книги – поговорить о часто встречающихся проблемах с энергией, подумать, какими способами можно решать их в конкретных случаях и помочь читателю найти черты своего личного, индивидуального энергетического профиля, то есть понять: как именно устроена наша личная энергия, из каких источников она берется, как накапливается, куда идет и на чем теряется.
Глава 1
«Просто нет сил»
Степан понравился мне с первого взгляда. И со второго тоже понравился. Неприкаянный и сорокалетний, худой, взъерошенный. Глава производственной компании, Степан добился большого успеха: в последние годы его беговелы и самокаты из легких сплавов завоевали «детский» рынок.
* * *
– Все хорошо, – сказал Степан как бы полушутя, – но у меня совсем нет сил.
Интонация – то ли всерьез, то ли иронизирует слегка, не поймешь.
– Я существую в двух агрегатных состояниях: либо работаю как бес, либо растекаюсь по дивану.
– В отпуске не бываете?
– Бываю. На неделю пару раз в год уезжаю. Зимой на горных лыжах катаюсь с утра до ночи, а летом плаваю в море. Заплыву километра на два, подальше, чтобы людей вокруг вообще не было. (Прозвучало мечтательно.) И лежу там на спине, в небо смотрю. Только море да я.
– Редко, – отметил я. – И мало. Всего две недели в году.
– Да разве их оставишь! Дольше недели – без меня сразу все начинает разваливаться. Я все время их должен держать, порядок наводить хоть какой-то.
– А после работы в выходные, значит, растекаетесь?
– В воскресенье, у меня выходной только один, – уточнил Степан. – Растекаюсь, да.
– Самостоятельно или с использованием жидкого растворителя тоски?
Степан смущенно рассмеялся:
– И так, и так. (Я понял, что растворитель используется немного чаще, чем хотелось бы.) Раньше еще в футбол играл, а сейчас редко. Сил нет.
Говорим дальше. Оказывается, Степан не такой уж неприкаянный: женат 20 лет. С женой отношения сложные, не в том смысле, что плохие, а в том, что сразу и не скажешь, какие именно. Жена умная, часто говорит колкости. В молодости пилила, чтобы денег больше приносил, потом выучилась на программиста, теперь у нее своя жизнь. Степа морским геодезистом работал, но бросил и пошел в бизнес, по морю до сих пор скучает. Есть и дочка-первокурсница, с ней видятся мало, да он ей вроде не очень-то и нужен. Тут в первый раз слышна в Степином голосе сдержанная боль:
– Я бы дочке многое дать мог. Но она только: уйди, папа, денег дай и не мешай… Ну и ладно…
Зато огромная Степина собака – та его любит и ценит. Жена с дочкой, правда, к собаке относятся прохладно. Большая она, лапами паркет пачкает. Но Степа, хоть и приходит домой иногда ближе к полуночи, всегда идет с собакой проветриться.
– Если бы не Джеки, я бы вообще не гулял. Город мне не очень нравится, устаю я от него.
Такая вот жизнь.
– Сил, значит, нет? Ну расскажите, как именно их нет, где их нет, на что их не хватает? Вот смотрите: бизнес, где много-много работы, собака, редко море, редко лыжи, редко футбол, еще жена и дочь. Не так уж и мало всего получается. Ну и диван. Кстати, что будет, если вы все-таки решите с него подняться?
Степан смеется:
– Встану и бодро… выскочу в окно.
…Вот это поворот!
Астеники бывают разные
Все мы иногда переживаем энергетический спад. Но есть люди, для которых это состояние – основное, хроническое. Пониженный уровень энергии может быть присущ человеку от природы. Такие люди быстрее утомляются, истощаются, больше нуждаются в отдыхе, им труднее переносить шум, холод, физические и эмоциональные нагрузки.