Неформальная тренировка, напротив, по определению сопровождает другие дела, которыми мы занимаемся. Иногда она принимает форму небольших пауз, которые мы делаем в процессе работы или отдыха, и тогда выполняется краткими периодами по 10–20–30 секунд. Иногда она непрерывно сопровождает сами наши действия – и даже может продолжаться весь день подобно тому, как это происходит у настоящих адептов.
Можно привести простой пример. Предположим, сегодня я занят уборкой и другими будничными делами – но снова и снова делаю краткие паузы, чтобы на несколько секунд вернуться к наблюдению за дыханием. Благодаря этим паузам мне удается уравновесить ум и напомнить себе о тренировке в устойчивости внимания. Может быть, я даже не делаю специальных пауз и вместо того в процессе уборки просто поддерживаю устремление к очищению ума. В одной из знаменитых историй о йогинах Древней Индии монах Чудапантхака, которому было трудно запомнить сложные учения, в качестве личной практики просто подметал двор и чистил обувь других практикующих. При этом он неотступно поддерживал мысль: «Оставляю грязь, оставляю скверны» – и погружался в это устремление настолько глубоко, что в итоге действительно смог реализовать состояние внутренней свободы.
У формальной практики всегда есть определенная продолжительность, которую не следует менять под влиянием сиюминутных настроений. Иногда медитация может быть более длительной – например, когда мы участвуем в групповых семинарах. Иногда она оказывается более краткой. При этом неформальная практика может быть бесконечно долгой или бесконечно краткой. В идеале мы стремимся к тому, чтобы охватить ею всю свою жизнь – именно тогда она не только максимально подкрепит формальную медитацию, но и в наибольшей степени скажется на нашей жизни в целом.
У большинства из нас формальная медитация будет занимать крайне небольшую часть суток. Хотя профессиональные йогини и йогины в некоторых случаях могут медитировать по 8, 10 и 12 часов в день (а иногда и больше), начинающий, скорее, будет практиковать 5–10 минут. Это означает, что мы 10 минут в сутки развиваем новые привычки – и 23 часа 50 минут живем со старыми! Чтобы продолжать процесс приучения ума к новым навыкам даже за рамками сессии медитации, мы осваиваем неформальную практику. Сначала мы вспоминаем о ней всего на 10–15 секунд, но со временем она становится устойчивой, а однажды может заполнить весь день и даже проникнуть в сновидения. Неформальная тренировка ума не помешает нам работать или заботиться о семье – напротив, она позволит участвовать в любом процессе более сосредоточенно, сострадательно и мудро.
Семь универсальных принципов построения практики
Интеграция медитации в повседневную жизнь – процесс длительный и во многом сложный. Хотя некоторым добиться такого объединения удается довольно быстро, большинство из нас будут переживать в этом процессе определенные взлеты и падения. Приведенные ниже советы, которые мне в разное время посчастливилось услышать от разных учителей, напоминают нам, как правильно построить тренировку и постепенно сделать ее неотъемлемой частью нашей жизни.
1. Начните с малого – но не пропускайте ни дня
Некоторые учителя и организации считают, что личную практику лучше всего начинать с интенсивного погружения. В этом случае людям, которые интересуются медитацией, предлагается в первую очередь выполнить групповой затвор – например, продолжительностью 7–10 дней. Участвуя в нем, начинающие получают подробные наставления по одному или нескольким методам, а затем на протяжении нескольких дней занимаются интенсивной практикой в условиях строгой дисциплины. Стараясь сохранять максимальную неподвижность, они проводят в медитации много часов подряд и в результате сразу сталкиваются с некоторыми из основополагающих препятствий: ленью, внутренним сопротивлением, неусидчивостью и притупленностью. При этом работа над преодолением этих внутренних помех в некоторых случаях может привести начинающих к быстрому психологическому взрослению, а заодно и к формированию устойчивой практики.
Таким образом, для одних людей подобный подход будет весьма эффективным – однако для других такое интенсивное погружение окажется слишком насильственным. Наша психика, во многом привыкшая к постоянной стимуляции, напряжению и рассеянности внимания, может пережить в описанных условиях мощный кризис – а это вызовет определенное отторжение к самой медитации.
Кроме того, возможен здесь и другой нежелательный вариант развития событий. Успешно пройдя подобный затвор, мы, может быть, и сумеем какое-то время поддерживать ежедневную медитацию, но рано или поздно она сойдет на нет. Вдохновение, которое ее питало и которое мы обрели благодаря групповой практике в защищенных условиях, со временем иссякнет. Полученный некогда опыт останется с нами, но постепенно обратится в воспоминание, уже не оказывающее непосредственного влияния на наше мышление и поведение. Таким образом, резкое погружение может быть весьма эффективным – но не всегда и не во всем.
Существует и иной подход, который активно используется в индо-тибетской методологии, – мягкое погружение. Мы начинаем личную практику с нескольких минут – с десяти, пяти или даже с трех, но стараемся не пропускать ни дня. Наша главная задача – добиться ежедневности: сначала выстроить непрерывность, а уже затем постепенно делать сессии более продолжительными.
В некоторые дни из-за внешних обстоятельств наша медитация может сократиться до абсолютного минимума. Иногда мы вспоминаем, что пропустили практику, только когда ложимся спать и чувствуем себя совершенно изможденными. Даже в этом случае очень полезно предпринять некие усилия, чтобы попрактиковать хотя бы несколько минут. В крайнем случае – если мы уже лежим в кровати и не находим в себе сил даже на самую краткую медитацию – можно по меньшей мере осознать каждое мгновение одного цикла вдоха и выдоха, а затем зародить решимость завтра посвятить себя практике более серьезно.
2. Помните о насущности умственной гигиены
Медитация не станет устойчивой привычкой, если мы рассматриваем ее просто как нечто второстепенное, как некое украшение для нашей обычной жизни – то есть, по сути, как что-то совершенно необязательное. Если наша готовность практиковать определяется исключительно влиянием друзей – которое не всегда будет устойчивым – или соображениями моды, добиться регулярности будет весьма непросто. Гораздо полезнее рассматривать ежедневную психопрактику как значимую часть нашей внутренней, или эмоциональной, гигиены.
Забывая почистить зубы, мы увеличиваем вероятность столкнуться с серьезными стоматологическими проблемами в будущем – и отпугнуть людей неприятным запахом изо рта прямо сейчас. Примерно так же дело обстоит и с внутренней гигиеной. Неприятный запах наших деструктивных эмоций может оттолкнуть окружающих уже сегодня – а отсутствие внимания к проблемам, сокрытым на более глубоком уровне, может привести нас к мощным умственным страданиям в отдаленной перспективе.
Занимаясь медитацией – и другими видами умственной гигиены – ежедневно, мы повышаем качество своей жизни и сейчас, и в будущем. Вспоминая об этом, мы можем научиться рассматривать практику как обязательную часть нашего существования. Благодаря этому постепенно перестанет возникать сама мысль: «Сегодня мне как-то лень этим заниматься». Лень или не лень, мы находим в себе силы пить воду, есть, спать и ходить в туалет (даже если наши привычки в этих вопросах не всегда способствуют крепкому здоровью). Почему? Потому что эти процессы составляют неотъемлемую часть самой жизни. Такой же неотъемлемой частью нашей внутренней жизни важно сделать и практики тренировки ума.
3. Напоминайте себе о пользе – включая преимущества конкретных методов
Недостаточно просто говорить себе, что без ежедневной медитации жизнь будет хуже. Важно понять, какие именно преимущества мы упустим, если не будем практиковать. В чем польза методов развития внимания? Практик развития доброты? Техник прозрения? Какую пользу мы получим от наблюдения за дыханием или телом?
Тибетская традиция часто описывает преимущества различных методов и техник – и делает это еще до того, как начать объяснять способы их применения. Ее учения также часто поясняют, насколько беднее без конкретного метода будет наша жизнь. Такие объяснения – своего рода маркетинг – требуют от нас активного осмысления. Напоминая себе о пользе, которую можно получить с помощью определенных практик, мы подпитываем свой интерес к их выполнению.
Безусловно, нам нет