Во французском языке под словом «стресс» понимается одновременно причина стресса (испытание, принуждение, давление; по-английски – stressor), последствия стресса для организма и для человека, которому приходится с ним сталкиваться, и реакция на факторы такой агрессии. Эти факторы не обязательно имеют психологический характер – он может быть и физиологическим (например, хирургическая операция). Впрочем, заболевание кожи часто вызывает как физический, так и психический стресс. Поэтому во французском языке стресс – это и событие, которое негативно сказывается на организме, и все его последствия. Стресс может быть острым или хроническим. Если острый стресс накладывается на хронический, он протекает еще тяжелее.
Причины стресса и его проявления не будут одинаковыми для всех. Реакция на стрессовое событие будет варьироваться в зависимости от особенностей каждого человека и от того, в какой момент его жизни оно происходит. Однако каким бы ни было это событие, механизмы стресса будут одними и теми же. Отличаются лишь интенсивность и индивидуальная предрасположенность к стрессу. Физиологические и психологические его последствия зависят от индивидуальных особенностей: они могут быть врожденными (генетическими, унаследованными от родителей) и приобретенными (вызванными определенными событиями или этапами в жизни). Они не связаны с самим стрессом. Так, например, если стресс у пациента сопровождается проявлением того или иного заболевания кожи, это не связано ни с причиной стресса (увольнение, разрыв личных отношений, переутомление), ни с его острым или хроническим характером, а с генетической предрасположенностью и факторами, сопутствующими этому дерматозу. То же самое можно сказать и о других органах: если стресс имеет прямое отношение к язве желудка, астме, инфаркту миокарда или артериальной гипертензии, так это потому, что есть предрасположенность и, как мне кажется, нет никакой психологической составляющей в заболевании соответствующего органа.
КАК СТРЕСС ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА?
Каким бы ни был стрессовый фактор и его положительные или отрицательные последствия, реакция адаптации заключается в активации нейроэндокринной оси стресса. Стресс (препятствие, травма и т. п.) активирует кортикотропную ось (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось): сначала гипоталамус высвобождает КРГ (corticotropin-releasing hormone = КРГ – кортикотропин-рилизинг-гормон), затем гипофиз высвобождает АКТГ (adrenocortico trophic hormone = АКТГ – адренокортикотропный гормон) и, наконец, в корковом слое надпочечников продуцируются глюкокортикоиды. Стресс активирует симпатическую нервную систему и медуллярную часть надпочечников (мозговое вещество), что приводит к высвобождению катехоламинов (адреналина и норадреналина).
Совсем недавно было доказано, что после кожного или общего стресса кожа сама вырабатывает некоторые гормоны в том же порядке, в каком это делают различные железы организма.
Эти гормоны, вырабатываемые в коже или эндокринными железами, нарушают нормальное ее функционирование и усугубляют заболевания. Со всеми эндокринными или иммунными органами взаимодействует не только нейроэндокринная система, но и гипоталамус. Нервные окончания сами высвобождают нейромедиаторы во всех органах, включая кожу и нервные узлы. Эти нейромедиаторы играют очень важную роль в функционировании здоровой или больной кожи, особенно при воспалительных дерматозах (псориаз и т. д.).
Сейчас известно, что стресс влияет на все функции организма, особенно на иммунную функцию, что обусловлено многочисленными анатомическими (иннервация иммунных органов и соединения между нервными и иммунными клетками) и функциональными (наличие рецепторов, которые могут быть активированы нейромедиаторами на иммунных клетках) связями. Нейромедиаторы, как и гормоны, служат векторами той роли, которую стресс играет в развитии кожных заболеваний.
Стресс усугубляется еще и тем, что меняет функционирование генов, то есть оказывает влияние на эпигенетику, а это может передаваться от родителей к детям! Так, например, одно исследование доказало, что хромосомы женщин, помогавших родственникам с болезнью Альцгеймера, были короче, чем у других женщин того же возраста, не подвергавшихся воздействию сильного хронического стресса, что в итоге увеличивает риск преждевременной смерти и развития болезней!
В физиологическом плане стрессовая ситуация наряду с определенным эмоциональным состоянием может приводить к покраснению или побледнению кожи, чрезмерному потоотделению, сухости во рту и т. д. С течением времени это приведет к тому, что кожа станет сухой или, напротив, жирной. Облысение может быть связано с так называемой диффузной телогеновой алопецией – быстрым выпадением волос в результате психического или физического стресса (например, при беременности). Известно, что диффузная телогеновая алопеция вызывается интенсивной секрецией нейромедиатора VIP (Vasoactive Intestinal Peptide – вазоактивный интестинальный пептид).
В ночь, предшествующую казни, волосы французской королевы Марии-Антуанетты стали совершенно седыми. Полностью седые волосы не вылезли в отличие от частично седых или черных из-за диффузной телогеновой алопеции, если только это не произошло от острого стрессового облысения.
Стресс значительно изменяет иммунные функции, особенно в коже. Поэтому он может усугубить протекание почти всех кожных заболеваний, и прежде всего тех, что связаны с иммунными нарушениями. Но сразу скажем, что выявление связей между стрессом и соматическими болезнями – дело нелегкое. Поиски взаимосвязей между существенно отличающимися по своей природе переменными составляющими биологического, медицинского, психосоциального и временного характера – задача сложная. И стресс может быть ошибочно признан виновником заболеваний, которые на самом деле никак с ним не связаны.
Я вспоминаю об одной пожилой женщине, которая пришла ко мне на консультацию по поводу испытываемого на голове жжения. Она объясняла это ощущение пережитым сильным семейным стрессом и хотела, чтобы ей оказали психологическую помощь. Но то, что она описывала, напоминало скорее невралгию, вызванную ущемлением нервного корешка на уровне второго шейного позвонка (C2). Поэтому я направил ее на рентген – так был обнаружен метастаз на уровне этого позвонка.
Даже если всегда проявлять известную осторожность в подобных утверждениях, не приходится сомневаться в том, что стресс играет заметную роль в развитии заболеваний кожи, выступая усугубляющим или пусковым фактором, не будучи настоящей причиной болезни. Возьмем, например, атопический дерматит. Эта экзема обычно появляется в раннем детском возрасте (к трем месяцам) и обусловлена генетическими и экологическими причинами. Землетрясение в Ханшине в Японии показало роль стресса в развитии атопического дерматита у населения. Исследование охватывало 1457 человек, выживших после землетрясения и болевших атопическим дерматитом. Были определены три географические зоны: сильные разрушения (более 20 % зданий – зона А), средние (менее 20 % зданий – зона Б) и отсутствие разрушений (зона В). Спустя месяц после психологической травмы участники исследования должны были ответить на определенное количество вопросов и быть обследованы врачами. Обострение атопического дерматита было отмечено у 38 % пациентов в зоне А, у 34 % – в зоне Б и у 7 % – в зоне В. Стресс наблюдался у 63 % участников исследования в зоне А, у 48 % – в зоне Б и у 19 % – в зоне В. Статистический анализ показал, что субъективная депрессия представляла самый серьезный фактор обострения кожных симптомов, даже по сравнению с пребыванием в пыльных местах.
Даже незначительный стресс может сопровождаться приступами атопического дерматита. В результате исследования было