4 страница из 24
Тема
вывел Давиде Гвалтьери один на один с Дэвидом Симэном. Аутсайдер повел уже на девятой секунде, хотя Англия все же нашла в себе силы победить – 7:1. Этот матч стал последним в футболке сборной для бывшего партнера Пирса по «Ноттингему» Деса Уокера. Всего за пять сезонов у него набралось 59 игр за «Трех львов», и еще в прошлом году Guardian назвала Уокера «самым ценным для Грэма Тейлора полевым игроком в команде». Но в изменившихся условиях таланты Уокера оказались бесполезны, и он завершил карьеру в национальной команде в 27 лет. Харри Реднапп позже сказал: «Запрет 1992 года стал фатальным для игры Деса. До этого он мог обгонять форвардов, вклиниваясь между ними и мячом, а затем пасовать вратарю. Внезапно ему пришлось учиться выходить из-под прессинга самому, и это было совсем не в его натуре».

И действительно, одна из самых ярких черт ранней Премьер-лиги, соотносящаяся с прогнозом Уилкинсона, – то, что защитники предпочитали справляться с постоянными забросами себе за спину путем простого выноса мяча за боковую. «Я говорил своим игрокам: если ты не уверен, что делать, – просто выноси, – говорил менеджер «Ковентри» Бобби Гулд. – Не рассусоливай, а просто запули мяч на верхний ярус». Совсем не случайно, что первую в истории АПЛ награду лучшему игроку года, по версии Профессиональной футбольной ассоциации, присудили центральному защитнику «Астон Виллы» Полу Макграту, одинаково здорово обращавшемуся с мячом обеими ногами. Ни один другой защитник не приспособился к новым реалиям столь же уверенно, как ирландец. Тренеры все активнее отказывались от старомодных «дровосеков» в пользу техничных защитников, и Макграт был принят за образец. Если бы новое правило паса вратарю не было введено, игрок вроде Рио Фердинанда наверняка стал бы полузащитником.

* * *

Разумеется, роль голкиперов также претерпела громадные изменения. Им пришлось перестраиваться впервые с 1912 года, когда свобода игры рукой была ограничена штрафной площадью вместо всей половины поля. И без того славящиеся бесконечными жалобами вратари пришли в бешенство. «Новое правило – издевательство над моей профессией, – негодовал бывший страж ворот сборной Англии Алан Ходжкинсон, вошедший в историю как первый в стране тренер вратарей. – Знаю, все решат, что я предвзят, но я не понимаю, зачем заставлять голкиперов выглядеть глупо. Ни один из них не избежал конфуза. Разве это идет на пользу игре? Необходимо помнить, что они 20 лет учатся ловить мяч – это заложено в их инстинктах. Меняться всегда нелегко». Но что ж поделать? Правило никуда не делось, и вратарям пришлось часами тренировать совершенно новый навык – удары по катящемуся мячу. Представителям самой узкоспециализированной позиции на поле нужно было стать универсальнее.

Одна из главных заслуг Ходжкинсона – совет Алексу Фергюсону приобрести Петера Шмейхеля и дальнейшая работа с датчанином. Шмейхель сформировал облик современного голкипера и был единственным игроком Премьер-лиги, являвшимся лучшим в мире на своей позиции. Он отличался атлетизмом и невероятной реакцией, великолепно отражал удары в упор и быстро подскакивал, чтобы помешать добиванию. Его технику нельзя было назвать совершенной, и он уступал своему главному сопернику Дэвиду Симэну в выборе позиции. Тихий, спокойный и надежный голкипер «Арсенала» был полной противоположностью громкого, наглого и непредсказуемого Шмейхеля. Датчанин познакомил Англию с прыжком «звездочкой», при котором он кидался на нападающего, растопырив руки и ноги, – этот прием он позаимствовал из гандбола, которым увлекался в юности. «Голкипер – не футболист, голкипер – гандболист», – как-то сказал возглавлявший «Ман Сити» в 1960-х Малкольм Эллисон. Шмейхелю это утверждение подходило в полной мере.

Шмейхель прекрасно себя чувствовал и до введения нового правила. Премьер-лига началась для него на неожиданно высокой ноте – летом он выиграл Евро‑92 вместе со сборной Дании, которая вообще не должна была участвовать в турнире, но в последний момент заменила Югославию, вынужденную отказаться от своей путевки из-за гражданской вой ны. На последнем крупном форуме в преддверии реформы Дания ярко продемонстрировала, почему перемены были столь необходимы. Центральный защитник Ларс Ольсен постоянно откатывал мячи Шмейхелю и заразил этой привычкой всю команду. Второй тайм победного финала против немцев отличался особенно вопиющими примерами затягивания времени. За пять минут до финального свистка форвард датчан Флемминг Поульсен подхватил мяч недалеко от собственной штрафной, повел его в сторону ворот противника и в центре поля нарвался на фол. Поднявшись и отряхнувшись, он развернулся и отправил мяч на 50 метров – прямиком Шмейхелю. «Всякий раз, когда мы доходили до половины поля немцев и не знали, что делать дальше, мяч отдавали мне, и я его подбирал, – несколько смущенно вспоминал Шмейхель. – Разве можно побеждать таким образом?»

Новые требования вынудили вратарей учиться более уверенной игре ногами, и Шмейхель принял меры заранее. Сразу после перехода в «Манчестер Юнайтед» прошлым летом, когда о грядущих изменениях уже было объявлено, он настоял на более активном участии голкиперов в тренировках. Вместо того чтобы работать отдельно от остальной группы, Шмейхель хотел тренироваться вместе с полевыми игроками – это сделало его сильнее как тактически, так и психологически. В будущем он неоднократно ошеломлял оппонентов своими набегами в чужую штрафную на стандарты, зачастую очень успешными. Сегодня эта практика является общепринятой, но английских зрителей с ней познакомил именно Шмейхель. Премьера состоялась в 1993 году на Боксинг Дэй [1]: «Юнайтед» уступали «Блэкберну» дома со счетом 0:1. За три минуты до конца Шмейхель рванул в штрафную «Роверс», смутив своим присутствием сразу троих защитников и избавив от опеки Гари Паллистера: тот переправил мяч в сторону ворот, где Пол Инс вколотил его в сетку.

Шмейхель забил несколько голов в Дании, а уже после переезда стал автором ничего не решавшего гола в ответном матче Кубка УЕФА против волгоградского «Ротора». Он даже умудрился забить «Уимблдону» ударом через себя! Правда, гол был отменен из-за офсайда – Шмейхель, конечно же, первый голкипер, допустивший такое нарушение. Вполне предсказуемо, что именно он стал первым вратарем, забившим в эпоху Премьер-лиги, но это произошло уже в «Астон Вилле». Шмейхель выступил настоящим революционером, показавшим коллегам, что они способны не только защищать ворота, но и участвовать в атаках – и даже их замыкать.

При этом нельзя сказать, что игра Шмейхеля ногами отличалась совершенством – он нередко ошибался в непосредственной близости от своих ворот. Во втором матче «Юнайтед» в Премьер-лиге, завершившемся разгромом от «Эвертона» со счетом 0:3, великий датчанин подарил мяч Мо Джонстону, и тот закрутил его в цель. Большинство помарок Шмейхеля были допущены, когда он владел мячом или подчищал за партнерами в поле. В феврале 1994-го он выбил мяч прямо на Мэттью Холмса из «Вест Хэма», а тот метко прострелил

Добавить цитату