6 страница из 10
Тема
робкого десятка, то хирургическое уменьшение желудка почти наверняка гарантирует потерю веса.

Однажды я наблюдал за проведением такой операции, и полученных впечатлений мне хватило надолго.

С 34-летним Бобом я познакомился непосредственно перед операцией. Он страдал от тяжелой формы ожирения и постоянно испытывал голод независимо от количества съеденного.

«На завтрак, – рассказывал Боб, – я съедаю тост и большую чашку кукурузных хлопьев, а на обед пару лепешек чапати с курицей и овощным карри. Если после обеда голод не проходит, то я добавляю еще одну чашку хлопьев. На ужин я ем жареную картошку с бургером, а затем перекусываю сэндвичем. Если после этого я чувствую голод, то покупаю большую упаковку чипсов. Я просто не могу наесться и всегда думаю о еде».

Спустя шесть лет у него появились серьезные проблемы со здоровьем.

«Я лежал дома на кровати, когда неожиданно почувствовал сильную боль в челюсти и руке. Я сразу понял, что это серьезно, и поехал в больницу. Врачи сказали, что это был инфаркт. Тогда мне было всего 28 лет, и я – совсем молодой человек – уже перенес инфаркт. Это событие опустошило меня».

Выйдя из больницы, Боб сел на низкожировую диету, однако не смог сбросить вес. Чуть позже он заболел диабетом 2-го типа. Отчаянное желание похудеть и избавиться от проблем со здоровьем привело Боба на прием к специалисту по бариатрическим операциям.

Существует множество хирургических способов борьбы с лишним весом. Самый простой из них – бандажирование желудка. Во время этой операции хирург стягивает желудок в верхней части силиконовой лентой, препятствующей его растяжению. В США эта операция рекомендована тем, кто страдает от высокого давления, диабета 2-го типа или имеет индекс массы тела от 30 до 40 единиц.

Суть операции заключается в том, что после нее пациент за один раз может съесть очень небольшое, но достаточное для выработки PYY количество пищи. Бандажирование – относительно малотравматичная и обратимая операция.

По результатам обследования хирург рекомендовал Бобу шунтирование желудка. Во время этой операции врач не только уменьшает размер желудка, но и изменяет движение пищи по тонкой кишке. Эта операция одновременно более эффективна и опасна. После шунтирования некоторые пациенты жалуются на тошноту, учащенное сердцебиение, обмороки и диарею. В исключительных случаях требуется повторная операция для устранения образовавшейся непроходимости.

Согласно последним исследованиям после шунтирования пациенты теряют больше веса и 2/3 из них избавляются от диабета 2-го типа, тогда как после банда-жирования выздоравливает каждый третий.

На первом этапе операции Боба я наблюдал за тем, как хирург сформировал небольшой мешочек – «малый желудок» – в верхней части желудка, уменьшив его с размера кулака до размера мизинца. В результате часть желудка, производящая грелин, была изолирована для того, чтобы обеспечить стабильно низкий уровень гормона.

На втором этапе «малый желудок» был напрямую соединен с подвздошной кишкой (отдел тонкой кишки), в которой вырабатывается гормон PYY. Благодаря созданному обходному пути производящие PYY клетки «видят» покинувшую желудок пищу менее чем через пять минут и незамедлительно начинают выделять гормон.

Спустя шесть недель Боб сбросил более 20 кг, а уровень сахара пришел в норму, несмотря на отказ от приема лекарств. Еще больше он удивился, когда понял, что больше не испытывает постоянного голода и наедается небольшим количеством еды.

«Я откусил гамбургер и не смог проглотить кусок. Я счастлив, что могу легко соблюдать диету. Моя семья счастлива, я счастлив. Жду с нетерпением, когда окончательно избавлюсь от лишнего веса».

Резюме

Пищеварение представляет собой сложный процесс, управляемый и координируемый нашим вторым мозгом – энтеральной нервной системой, которая состоит из нейронов, расположенных в органах ЖКТ.

В первую очередь во время еды усваивается жидкость. Очень хорошо, если вы пьете воду, чай или кофе (содержат много антиоксидантов), и очень плохо, если вы предпочитаете сладкие напитки. В этом случае вы получаете много калорий, высокий уровень сахара в крови и мнимую сытость, на смену которой вскоре опять придет голод.

Как и сладкие напитки, продукты, содержащие легкоусваиваемые углеводы (хлеб, картофель и рис), быстро расщепляются и усваиваются. Слово «легко-усваиваемые» звучит хорошо, однако если энергия не нужна немедленно, например для интенсивной тренировки, то эти углеводы также приведут к повышению уровня сахара.

Пища, богатая белками, жирами и клетчаткой (яйца, мясо, овощи, цельные зерна), усваивается значительно медленнее, а значит, вы дольше остаетесь сытым. Употребление большого количества клетчатки очень важно для питания «хороших» бактерий, живущих в толстом кишечнике. Позже мы поговорим о наших «старых друзьях» более подробно.

Глава 2

Вниз по кишечнику

После желудка пища попадает в тонкую кишку, иначе называемую тонким кишечником, длина которого может варьироваться от 3 до 10 метров. Именно здесь начинается основной процесс переваривания и всасывания поступившего из желудка химуса – полужидкой кашицы, состоящей из желудочного сока и частично переваренной пищи. Каждые несколько секунд по стенкам кишки прокатываются перистальтические волны – продольные сокращения, необходимые для дальнейшего перемешивания и продвижения химуса. Жизненно необходимо, чтобы эти волны были четко скоординированы между собой. В противном случае может возникнуть непроходимость кишечника.

По мере того как складки кишки яростно и неумолимо измельчают и перемешивают химус, поджелудочная железа и желчный пузырь начинают заполнять кишку пищеварительными ферментами. Подобно стиральному порошку, разрушающему грязь на одежде во время стирки, эти ферменты ускоряют и упрощают усвоение пищи организмом. Компоненты пищи, которые организм не может усвоить, попадают в толстый кишечник, где их с нетерпением ожидают вечно голодные микробы.

В тонкой кишке живет немало бактерий, однако в толстом кишечнике их значительно больше.

Проглоченная мною камера не смогла полностью зафиксировать этот захватывающий процесс из-за того, что пилорический сфинктер – придирчивый страж, охраняющий выход из желудка, – до самого последнего момента упорно отказывался пропускать ее в кишечник. Столь длительная задержка камеры в желудке одновременно продемонстрировала невероятную разумность ЖКТ и изрядно меня напугала (никогда не глотайте видеокамеры).

Наконец мое долгое терпение было вознаграждено, и я смог впервые взглянуть на свой кишечник изнутри. Увиденное напомнило о недавно проведенном отпуске, во время которого я много нырял с маской в переполненном водорослями море. Внутри кишечника царила тьма, погрузившись в которую камера начала выхватывать проплывающие мимо фрагменты непереваренной пищи только благодаря подсветке. В отличие от сравнительно гладкой поверхности желудка, тонкая кишка покрыта миллионами ворсинок и похожа из-за этого на мягкое полотенце. Благодаря ворсинкам площадь кишечника увеличивается и питательные вещества поглощаются более эффективно.

Иногда можно услышать, что ворсинки увеличивают поверхность кишечника до размеров теннисного корта. Действительно ли это так? Команда отважных шведов из Университета Гётеборга решила найти ответ на этот вопрос.

Они взяли у здоровых добровольцев образцы тканей кишечника, изучили их через микроскоп, подсчитали число ворсинок и измерили площадь каждой из них. Затем исследователи умножили полученные данные на

Добавить цитату