– Я только начал жить, а вы говорите со мной от смерти так, как будто она стоит в двух шагах, – произнес молодой человек с тревогой.
– Должен честно заметить, что, на первый взгляд, моя философия может показаться философией смерти, но это философия жизни на все сто процентов. Если человек занят не тем, что приносит ему истинную радость, если он отказался от своей мечты, то такой человек становится, так сказать, живым мертвецом. Чтобы понять мою философию, вновь и вновь задавайте себе этот вопрос и абсолютно искренне отвечайте на него. Если солжете, вы солжете сами себе и проиграете.
Если бы вы знали, что завтра вам придется умереть, стали бы вы менять свои планы на сегодня? Может, вы в оставшееся время занялись бы чем-то другим, не тем, что делали до сих пор?
– Не знаю точно, сэр.
– Скорее всего, вы начали бы готовиться – написали завещание, если не сделали этого до сих пор, попрощались с родными и друзьями. Но все эти земные дела заняли бы у вас не больше часа. Что бы вы делали в оставшиеся двадцать три часа? Задайте этот вопрос всем, кого знаете. Ответы, все без исключения, можно будет разделить на две категории: Несчастные люди, которым жизнь не приносит радости, скажут вам, что будут заниматься чем-то совершенно другим. Не сомневайтесь, они скажут правду. Зачем, скажите, продолжать делать нелюбимое или ненавистное дело, если жить осталось всего двадцать четыре часа?
Другие люди – к сожалению, их меньшинство – ответят, что будут заниматься тем же, чем обычно занимались каждый день. Их дело – их страсть, зачем же им отказываться от него? Разве не понятно, что они будут делать любимое дело до последней минуты? Таким был великий композитор Бах. Лежа на смертном одре, он вносил правки в свое последнее произведение. Но совсем не надо быть гением, чтобы вам тоже захотелось работать до самой смерти. Каждый из нас по-своему может стать чем-то вроде гения в своей области, пусть даже непризнанного. Что такое быть гением? Да просто делать то, что приносит радость. Тот, кто так поступает, живет гениально. Посредственность никогда не решится заняться любимым делом – из страха перед тем, что скажут другие, из страха потерять уверенность и стабильность.
– Уверенность в том, что на самом деле иллюзия? – робко вставил гость.
– Совершенно верно. Задайте себе вопрос: если мне суждено умереть завтра, что я буду делать в последние часы моей жизни? Буду ли я и дальше заниматься делом, не имеющим ничего общего с моими стремлениями? Соглашусь ли и в эти часы оставаться тенью себя самого, полностью лишенной самоуважения из-за того, что принуждаю себя заниматься ненавистным делом?
Представьте, что вы приглашаете друга к себе домой помочь вам по хозяйству. Разве вы взвалите на него самую грязную работу? Нет, конечно. Зачем же принуждать самого себя к работе, которая кажется вам унизительной? Зачем быть злейшим врагом самому себе? Почему бы не стать самому себе лучшим другом?
После этих слов в комнате повисла тишина.
Помолчав, миллионер продолжал:
– А что бы стали делать вы, если бы вам пришлось умирать завтра? В точности то же, что и обычно?
– Нет, – был вынужден признать молодой человек.
– Значит, вы, скорее всего, несчастливы. Скажите, не кажется ли вам, что это слишком самонадеянно – воображать, что вы не умрете завтра?
Молодой человек заволновался. Старик уже несколько раз продемонстрировал сверхъестественную способность предвидеть будущее. Что, если он предсказывает гостю неизбежную смерть – не прямыми словами, разумеется, но вполне ясно?
Растерянность была написана на лице молодого человека так недвусмысленно, что миллионеру не пришлось читать мысли ученика.
– Не волнуйтесь, – сказал он, повеселев, – вы не умрете завтра. Вам еще жить и жить до глубокой старости… Но позвольте мне продолжить. Чтобы не пугать вас, давайте на этот раз рассмотрим какой-нибудь другой, более общий случай. Если вы посмотрите на жизнь глазами своего разума, смерть приобретет для вас другое значение, но люди, как правило, до этого не доходят. Не кажется ли вам, что это слишком самонадеянно – думать, что вся жизнь впереди? Смерть может настигнуть человека внезапно, но люди предпочитают верить в иллюзию, что впереди у них еще много времени, и поэтому постоянно откладывают принятие решений. Они говорят себе: "Ничего, время еще есть, успею, займусь этим делом позже". А затем приходит старость, и оказывается, что они так ничего и не сделали.
– Вот поэтому мы говорим: "Если бы молодость знала, если бы старость могла", – заметил молодой человек.
– Увы, это правда! Следовательно, секрет счастья – жить так, как будто каждый день последний в нашей жизни. Проживать каждый день по максимуму, делая то, что должен сделать, что делал бы, если бы твои часы были сочтены. В сущности, так оно и есть, наши часы сочтены, но мы чаще всего осознаем это лишь тогда, когда осталось слишком мало времени, когда уже слишком поздно. Поэтому вам нужно набраться мужества действовать немедленно. Нужно жить с мыслью: "Я отказываюсь умирать, так и не набравшись мужества заниматься любимым делом. Я не хочу умирать с ужасной мыслью, что общество обмануло меня, что оно взяло верх надо мной, разбило мои мечты". Вы не должны умирать с отвратительным чувством, что страхи оказались сильнее, чем мечты, что вы так и не узнали настоящей радости. Необходимо научиться мужеству совершать поступки.
– Я согласен, то есть согласен с тем, что вы говорите. Но вот вопрос: я не уверен абсолютно, что по-настоящему не люблю свое дело. Я не знаю ни одной профессии, в которой совершенно не было бы рутины и трудностей. Если бы все было идеально, мы не сидели бы здесь с вами.
– Вы совершенно правы. Даже в самом любимом деле есть отрицательные стороны. Есть еще
один способ узнать, действительно ли вы любите свою профессию. Спросите себя: "Если бы завтра на моем банковском счету появилась сумма в миллион фунтов стерлингов, стал бы я и дальше заниматься моим делом?" Если вы ответите: "Нет", то вы не любите свою работу по-настоящему. Ну скажите, многие ли останутся на своей работе, если вдруг станут миллионерами? Очень и очень немногие. Кстати, большинство тех, кто скажет "да", уже стали богатыми людьми. Обычно человек, получив