7 страница из 12
Тема
при наличии еще одной фольгированной, или помятый пакет кефира.


ВЫВОД: обратите внимание на неидеальные продукты, дайте им шанс порадовать вас — часто повреждения и дефекты упаковки совсем не критичны и никак не угрожают состоянию продукта. Достаточно того, что целые партии продуктов прямо с конвейера отправляются на уничтожение, если плохо запечатана упаковка или съехал штрих-код.

В нашей стране риск того, что добравшиеся до полок магазинов продукты отправятся оттуда на свалки, кстати, исключительно велик: российские сети пока не практикуют ответственное отношение к продаваемой еде и в основной своей массе пока стремятся блеснуть перед покупателем исключительно выхолощенными товарами, построившимися в ряд, блестящими и красивыми, как на неделе моды в Париже. Но модельный мир жесток, в мусорный контейнер моментально списывается все то, что перестало блестеть или получило хоть сколь-нибудь нетоварный вид. В некоторых сетях такие продукты будут отданы или же проданы со скидкой сотрудникам, в других это запрещено, и они будут выброшены.

Единственная замеченная, но определенно положительная практика отечественных сетей в сфере обращения с продуктами — поощрение некоторыми из них покупки одиноких бананов. «Фасоль» и «Перекресток», например, размещают специальные инфо-материалы рядом с коробками с бананами, напоминая клиентам вылавливать и спасать одиночные экземпляры.



ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: сейчас в Европе уже появились несколько проектов, которые специализируются на продаже некрасивых овощей и фруктов. Один из таких проектов в Германии колесит своим фургончиком по сельскохозяйственным ярмаркам и фестивалям сельхозпродукции и продает те самые неудачливые овощи и фрукты, которые они предварительно закупают у фермеров по сниженным ценам. Другой пример обращения с такими плодами — французская сеть супермаркетов Intermarche, которая дает на них скидку в размере 30 %. Они выставляются на отдельных полках и выбиваются в чеке отдельной позицией. Кстати, во время пилота этого проекта за первые два дня продаж в марте было продано по 1,2 тонны «некрасивых» плодов в каждом из магазинов. Этот успех стимулировал другие крупные сети во Франции тоже выделить отдельные полки для таких «счастливцев». В Португалии и Великобритании есть проекты по доставке на дом коробок с некрасивыми овощами и фруктами.

Термос или кипячение?

Мы привыкли к тому, что термос — исключительно походный аксессуар, но пригодиться он может и в повседневной жизни. Например, простой и очень удобный в быту способ энерго- и времясбережения: вскипятив чайник, слейте остаток кипятка в термос. Хороший термос хранит температуру весь день, и если вы вскипятили больше воды, чем понадобилось, вам не придется делать это повторно, затрачивая время и электроэнергию, которая, ни для кого не секрет, стоит немалых денег.

Качественный термос служит практически вечно. Наш любимый термос, в котором очень здорово заварить шиповник на ночь, — наш ровесник и, возможно, послужит еще нашим потомкам.

Этот огромный добрый стальной толстяк сохранил в себе столько излишков вскипяченной воды, что вполне мог бы дать отдохнуть пару дней какой-нибудь электростанции.



КСТАТИ: сейчас в моде термопоты — гибриды чайника и термоса, которые сами кипятят воду, поддерживая затем заданную температуру.

Это, конечно, удобно, однако термопоты — менее мощные устройства, чем чайники, так как им не требуется обеспечивать такую же высокую скорость закипания воды. Поэтому времени на закипание они тратят больше, потребляя при этом и большее количество энергии. Подсчеты показывают, что чашка кипятка из термопота стоит дороже, чем чашка из чайника, и это без учета дополнительного потребления энергии для поддержания температуры.



ВЫВОД: вскипятив чайник, слейте весь неиспользованный кипяток в термос. Кипяток всегда будет под рукой без лишних движений.



ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: почему не нужно кипятить воду повторно? Вы тратите энергию, быстрее изнашиваете технику, а кроме того каждое кипячение забирает из воды кислород. Не будем забывать — полезна для нас, как и для большинства живых организмов на Земле, именно вода, богатая кислородом.

Кто обитает на дне океана?

Углеродный след рыбы как продукта питания меньше следа мяса и курицы, поэтому если вас беспокоят аномально теплые зимы и бушующие в нашей стране лесные пожары — отдайте предпочтение рыбе. Но так как одним углеродным следом след экологический не ограничивается, в случае с рыбой есть целый ряд тонких моментов. Начнем с основного: откуда мы берем рыбу и сколько ее еще осталось? Потому что, в отличие от мяса, для которого животные выращиваются на фермах, рыбу мы, в основном, ловим дикую.

Интересовались вы когда-нибудь, как ловят рыбу для массового рынка? В зависимости от вида и глубины обитания ловят этих скользких ребят совершенно разными способами. И некоторые из них настолько примитивно варварские, что они, казалось бы, должны быть запрещены законом и здравым смыслом. Но нет. Возьмем, например, донное траление, которым ловят рыб, обитающих на дне, — камбалу, палтуса, зубатку.

По дну протаскиваются тяжелые донные сети на десятки метров в длину и ширину, заглатывающие донных и придонных рыб и соскребающие со дна вообще всю встреченную жизнь, которая позже выбрасывается за борт как попутно собранный «мусор». Экстерналии, как еще говорят в науке.

Некоторые западные магазины попросту не принимают рыбу, пойманную донным тралением, какими бы сертификатами она ни сопровождалась.

Другой примечательный способ рыбной ловли — дрифтерные сети. Это стены из сетей длиной в десятки километров, которые оставляют в открытом море или океане дрейфовать с течением и ветром. 50 км — запросто, несмотря на то, что официально с 1992 года сети такой длины запрещены ООН.

Для примера, протяженность Москвы с запада на восток всего 29,7 км. Таким способом добывают так называемые пелагические виды рыб, обитающие в открытом океане, — сельдей, тунцов, ставрид, скумбрий, сардины — то есть все, что нам с вами с детства знакомо и чаще всего встречается в магазинах. В таких сетях заканчивают свои дни не только целые косяки рыб, но и птицы, акулы, дельфины, скаты, морские черепахи и тюлени — все, кому не повезло в них попасть. Всех тех, кто погиб, просто проплывая мимо, называют лаконичным словом «прилов». Такого прилова, по текущим оценкам, 28,5 миллиона тонн в год, или 40 % всех выловленных существ. Когда смотришь на цифры таких отчетов, крайне полезно помнить — это не тонны мусора и не проценты. Это миллиарды жизней в год.

Еще есть ярусный лов — в воду опускается усеянная крючками с приманкой многокилометровая леска, и все, кто попался на наживку, без разбора, кроме «нужных» видов, остаются висеть на ней, пока их не выкинут уже мертвыми за борт как тот самый прилов.

Всемирный фонд дикой природы, WWF, подготовил отличное руководство для российского покупателя — «А вы знаете, что покупаете?». Оно позволяет определить, какую рыбу с полок российских магазинов можно брать со спокойной совестью, а какую лучше не трогать, т. к. она добывается с

Добавить цитату