2 страница из 26
Тема
и целительный дух передались стенам. Семик — четверг. Именно четверг был днем, который предсказывал, чему статься. Коли завитые ветки березы не завяли за эти дни, то задуманное обязательно произойдет.

На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один из которых надевали корове на рога. В нем она ходила целый день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы — тогда ветви из него тоже добавлялись в корм.

Девушки шли в березовые рощи. Но знали, что надо нарвать и крепко завязать у воротушки рубашки в тряпицу горькую траву полынь, чтобы русалки не завели в речную глубь, не закрутили в русалочьем хороводе. Девушки плели венки из веток березы, а затем шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали венки с головы. Плохо было, если венок шел ко дну. Это значило, что девушка умрет в этом году, или так же канет в небытие то, о чем она мечтала. А если венок приставал к другому берегу, то это было знаком того, что любовь девичья привьется, «пристанет» к сердцу любого парня.

Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. Качались русалки на ветвях берез и с тоской смотрели в сторону девичьих хороводов. Чудно, но им надобно было в эти дни насладиться и травами, и цветами, и всей земной красотой, а может быть, эти дни были единственно возможными, чтобы зачать дитя от крепкого, здорового парня, а не от холодных речных потоков.

Русалки были пособницами в девичьих гаданиях. Девушки несли в лес яичницу, пироги, расстилали под деревом полотенце, раскладывали принесенную еду под березой. Около этой березы они водили «круги». Не просто хоровод, а именно «круги». Заклинание и принесенной еды, и своих дум, и доброго Божьего света, и цветущей природы символизировал этот обряд. Яичница — это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем. Скорлупа не выбрасывалась, а складывалась на шесток под сводом печного устья. Затем ее обжигали и мелко толкли в ступке. Истолченная в Семик скорлупа славилась своей целебностью. Верили, что та девушка, которая сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В Петров день русалок провожали, венки развивали и бросали в воду.

1 июля — макушка лета. Если в полдень на макушке лета заплести в круг ветки березы, да не молоденькие, а крепкие, вызимовавшие, то через этот круг, встав у речной низины, можно увидеть «любимых, неизвестно где прислонимых». Уходили на поле битвы, которое в старину «полем чести» звалось, со всей Руси на защиту родной земли мужья, братья, женихи, сестры милосердные. Не всем было суждено вернуться в родной дом. И непришедших, затерянных в дальней дали, о которых сердца женщин тосковали, можно было, по народному поверью, увидеть, мысленно укрыть травами, осенить рукой.

4 августа — Марья-суровица, росная оконница. Трава до полудня в этот день бывает в росе, и уж босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя. В этот день обметают березовым веником, загодя приготовленным или от Троицы оставленным, оконницы. Уж сколько за лето паутины привилось к наличникам. Надо эту паутину смести, осветить Марьиным светом свое житье-бытье. Марьин свет в этот день самый сильный.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет, гнетет и снизу метет.

Когда лист с березы чисто опадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

18 сентября гнали из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща, сильно кожа подернута. Кумоха — нечистая сила. В деревне 18 сентября часто вечером баню топят. Березовым веничком хлещут по согнутым спинам, не дают Кумохе, а также осенней сырости, согнуть людей в осеннюю непогоду.

В старину ветер, что деревья оголял, до костей крестьянина пробирал, на порог избы холодно, люто восставал, называли паздерником. Он не просто деревья оголяет, но и с веток лист сдирает. Октябрь-паздерник — месяц переменной погоды, месяц особых примет будущей зимы. И коли лист с березы начисто опадает, то это холодную зиму предвещает. Лист «лицом», то есть гладкой стороной ляжет на землю — это предвестие недорода. А когда лист ложится лохматой, вогнутой стороной к земле, как бы заботливо прикрывая ее, то крестьяне знают, что не померзнут озимые хлеба зимой.

4 ноября — Казанская. Казанскую называли зимотворной. Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать и бежала к березовой роще. Искала лист, что на березе низехонько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем. В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала обратно к деревне совсем иной. Ведь вера — она спасает!

С давних пор используют люди посуду, изготовленную из коры березы — бересты. Такая посуда предохраняет продукты от холода. Она не проницаема ни для воды, ни для воздуха. Зимой в самые лютые морозы в берестяной посуде вода не замерзает. В отличие от многих деревьев береза великолепно переносит любые морозы. Даже после помещения веток березы в камеру, где царят температуры, близкие к абсолютному нулю (—273 °C), они оказались вполне жизнеспособными.

Всего на Земле насчитывается около 120 видов берез, из них около 65 встречается в нашей стране. Береза очень плодовита, и урожаи семян бывают у нее каждый год. У маленьких (размером с просяное зернышко) семян-орешков два округлых крыла, вдвое больше самого орешка. Вот и летят такие «самолетики» на километр и дальше от родного дома, к тому же прорастают они хорошо. Поэтому заселяет береза «голые» пространства быстрее, чем хвойные деревья, у которых семян меньше, и урожаи бывают не каждый год. Береза неприхотлива к плодородию почвы и растет быстро, поэтому она и становится пионером при обживании безлесных территорий, образуя «белую тайгу». Однако не все березы имеют традиционный белый вид. У некоторых из них окраска коры ствола и ветвей желтая, розовая, ярко-оранжевая, темно-фиолетовая и даже черная. Одна из наиболее замечательных — береза железная или береза Шмидта с необычайно твердой и тяжелой древесиной, более прочной в изделиях, чем металл, — растет на Дальнем Востоке и на Камчатке. Ее ствол нельзя распилить, можно только срубить, меняя топоры. Живет железная береза до 400 лет, тогда как возраст большинства других берез не превышает 120 лет.