— Это еще мало, — говорю. — Теперь ты еще два года в ноль поработать должен. Чтоб было, что молодым рассказать.
Это я пошутить хотел. Как кот Матроскин над бестолковым охотником Шариком. Смотрю — а он кивает. Серьезный, как настоящий сварщик. Я мысленно рукой махнул. Чего тут объяснять. Человек состоит в секте стартаперов. Одна из самых беспощадных к своим членам организация.
И первая ее заповедь — сначала нужно о-очень долго вкладывать. Эту сказку про белого бычка вы можете прочитать в любом бизнес-издании до Форбса включительно и услышать от любого из «успешных» стартаперов. Иногда действительно мучительная погоня ослика за морковкой заканчивается тем, что какой-нибудь добрый бизнес-ангел, укравший денег больше, чем может переварить, полудохлому ослику ту морковку скармливает. Только происходит это не благодаря, а вопреки идиотской стратегии плановой убыточности. Потому что если известны случаи, когда ребенок-инвалид стал чемпионом по какому-нибудь спорту, то это не значит, что инвалидность является условием успеха. А бизнес, который надо кормить годами, — это инвалид. Или коррупционная схема.
Адекватный бизнесмен постоянно заботится об одном: как ему заработать максимальное количество денег за минимальное время. Это просто образ его действия, эту элементарную задачку он решает постоянно. В пределе — каждый шаг в бизнесе должен приносить прибыль. Пусть небольшую в абсолютном выражении, но высокую в процентах на вложенные время и деньги. Иначе, скорее всего, этот шаг ошибочен. И чем раньше бизнес начнет кормить своего владельца, тем лучше. Тем выше КПД. Конечно, какие-то инвестиции на начальном этапе нужны (хотя и не всегда). Но если бизнес начинает тянуть из тебя деньги, это необходимо пресекать железной рукой. Поэтому вторая вещь, о которой постоянно заботится бизнесмен, — это отсечение людей и процессов, которые отнимают время и деньги. Бизнесмен интуитивно чувствует: на их место придут другие. Те, что будут деньги приносить, а время экономить. А если (или когда) будет наоборот, нужно всего лишь повторить прополку. Такие вот задачи. На уровне огородника с неоконченным средним образованием. Поэтому среди бизнесменов так редко встречаются мыслители. Ведь лишние мысли как раз и отнимают время, которое можно потратить на зарабатывание или прополку. Как сказал один киногерой: «Не пытайся заглянуть мне в голову. Там пусто».
В голове же стартапера далеко не пусто. Там, как блохи, постоянно скачут идеи. Ведь вторая заповедь секты стартаперов звучит так: бизнес должен быть инновационным! Вот начать производить сухие строительные смеси, если их объективно не хватает на рынке, — это не стартап. А стартап — это должно быть что-то такое, чего люди никогда раньше не делали! Оно бы и неплохо. Только чаще всего люди чего-то не делают не потому, что не додумались, а потому, что это на хер никому не нужно. Или потому, что польза от инновации никогда не окупит затрат на ее внедрение. Вот недавно один наш читатель выдал мне:
— Я хочу сделать программу, которая будет идентифицировать права.
— А кому это нужно?
— Ну, это можно ГИБДД продать.
— Даже если бы твоя фамилия была Чайка, задачка не из простых, — заметил я. А фамилия товарища, заметим, совсем не Чайка. И не Ротенберг. И даже не Тимченко. А чтобы продать какую-нибудь хуйню государству, надо сильно попотеть. Немногим легче продать ту же самую хуйню корпорации. Скорее всего, из тебя высосут все соки, а потом ты будешь всем должен. Знакомая история, проходили.
Нет, вы поймите, я прекрасно знаю, что выстрелить может любая фигня. Самая сказочная. Бывает, бомжи в лотерею выигрывают и святые по водам ходят. Но в бизнесе есть свои законы гравитации, которые гласят: b2b и игры с государством — дело для матерых волков, у которых есть кое-что за спиной. Деньги, связи, огромный запас энергии.
Но мало того. Двое из трех стартаперов обязательно стараются решить какую-то мегаохуенную задачу по спасению всего мира. Называется — социальный бизнес. Слышали эти истории? Поможем старикам, поможем студентам, поможем еще хуй знает кому. Люди будут пользоваться нашим продуктом и экономить деньги, время, здоровье… Я такие проекты называю «Геркулес». Имея в виду полезную, но противную кашу. В теории «Геркулес» можно толкнуть какому-нибудь ебанутому миллионеру. Который уже все попробовал и ему нужно какое-нибудь извращение — яхта там стоэтажная на авиационном керосине или стартап по спасению мира. Ну — может себе позволить человек. Но это не имеет отношения к бизнесу. Потому что все знают: «Геркулес» — это полезно. Но в очереди за «Геркулесом» никто не стоит.
Что самое удивительное — на рынке «Геркулеса» большая толкучка среди продавцов и производителей. Посмотрите: у нас есть миллион и один создатель CRM-систем. Системы по учету времени, клиентов и т.д. В лучшем случае разработчики успевают толкнуть свою кашу незадачливому инвестору. Кстати, вы заметили, что стартаперская культура расцвела именно в жирные годы, когда появилось много людей, отхвативших бабла на халяву и элементарно не умеющих с ним обращаться? Но сейчас таких все меньше. В случае редкой удачи у стартапера есть короткий отрезок времени, чтобы прожрать инвесторские деньги и понять простую истину. Все скажут, что здоровый образ жизни — это прекрасно (за исключением тех, кто собрался на Тёмной Стороне). Но никто не хочет начинать утро с зарядки. Хотя казалось бы. Одна из самых великих компаний — какая? «Кока-Кола». Уоррен Баффет в нее вкладывает свои кровные. Кто-нибудь при этом скажет, что она полезная? Нет, все говорят, что она унитазы разъедает. А уж что там в желудке будет… О-о-о! Но люди покупают не полезное, а вкусное. И компании, кстати, тоже покупают не полезное, а вкусное. Поэтому компании могут заказать тренинг у героя фильма «Волк с Уолл-Стрит». Пользы никакой. Зато так вкусно и понтово.
Но пойдем дальше и посмотрим, как выглядит жизнь геркулесовца. Он строит многостраничные бизнес-планы. Решает мифические задачи из будущего. И бегает с дыркой в кармане. Бабок-то нет. Свои, заемные и инвесторские тратятся на разработку мегапродукта. Ну и т.д. И более того — бедолага считает это нормой. А все потому, что на каком-нибудь ебучем бизнес-тренинге какой-нибудь Гандапас рассказал ему, что предприниматель думает «плохо сейчас — хорошо потом». Еще он знает, что в бизнесе обязательно должны быть «мертвые долины» и т.д., и т.д. Короче, бизнес — это тяжкий труд, который когда-нибудь…
Ау, люди! Вы чего? Вы нахуй так живете? Какие бизнес-планы на 2 года, на 5 лет? Тут через год не война, так еще какая-нибудь фигня случится. Будущее непредсказуемо. Смиритесь. Нужно зарабатывать деньги здесь и сейчас, исходя из того, что