3 страница из 79
Тема
—  потому что жрешь всякое говно! —  шарахнув дверью кабинета директрисы, владелец компании поворачивается ко мне и очень спокойно объясняет:


— Видишь, все на матах. Вся стройка держится на моих матах. И ни на чем больше. Без матов ничего не построится.


Пять лет назад я был с ним не до конца согласен. Будучи молодым предпринимателем и управленцем, я со всей искренностью почитал книжки, в которых рассказывалось о том, как руководить с помощью кнута и пряника. Чуть более продвинутые авторы говорили о морковке и пистолете или двуликом Янусе. Типа у директора должно быть две маски для подчиненных. Хорошая и плохая. И вот плохую подчиненные должны бояться увидеть. Это типа и является пистолетом. Подходя к завершению второй пятилетки в бизнесе, заявляю ответственно: все это полная хуйня.


У меня был один товарищ, который в разных бизнесах отвечал за производственные вопросы. Товарищ отличался повышенным гуманизмом. Во всяком случае, на словах. Так, скажем, он все время выстраивал реалистичные производственные планы (как ему казалось). Ну чтобы люди реально могли успеть и сделали хорошо. Ему хотелось, чтобы программистам было комфортно работать. Чтобы все было согласовано. Ну и т.д. Боже упаси, никакого мата и ругани. С кодерами обращались нежно, будто мы в институте благородных девиц. В силу собственной глупости я в это дело не лез. Мало ли как у них там все устроено, думалось мне. Может, по-другому они поломаются. И вообще в каком-то своем мире живут. Это же не строители…


После того как мы зарыли три года жизни и под лям баксов, я понял, что друг мой осёл. Как и я сам, естественно. Что если кодеров не драть как сидорову козу, то результата они не принесут никогда. И что мат и в случае с программерами — это единственный способ донести свою мысль до подчиненных. Добавлю также, что отсутствие постоянного стресса приводит к чрезвычайно большим срывам сроков. А отсутствие инвектив в речи начальника — к удивительно низкому качеству продукта. Чем меньше брани, тем хуже качество. Прямо магия какая-то!


Одна прекрасная читательница недавно мне сказала: когда я вернулась в Россию, поняла, что люди здесь мазохисты. И им нужно ставить невыполнимые цели и задачи. Держать в постоянном стрессе. Это отвлекает их от внутренних конфликтов. А вот если этого не делать, то вместо работы они будут заниматься как раз изучением тех самых внутренних конфликтов. Выучат модное слово «прокрастинация» и будут прокрастинировать на работе. То есть ни хрена не делать, уткнуться в какие-нибудь статьи или переписки-обсуждения. Одновременно с этим думать, как тяжела и мучительна их жизнь.


Я как-то прожил четыре года с девочкой, которая работала мелким менеджером. И вот, согласно моим наблюдениям, нету для нее хуже ситуации, чем та, когда ей нечем заняться. Отсутствие нагрузки приводило к печальным мыслям. Из серии: а что я хочу? Это в свою очередь приводило к очень депрессивному состоянию. Полное уныние. Но вот если взять ту же девку и дать ей боевое задание. За неисполнение как следует обматерить. Будет бегать и работать. И забудет о своей депрессии.


Что, вы думаете, сделала девочка, которую я обозвал имбецилкой? Правильно, попыталась (и у нее даже что-то получилось) выполнить невероятную для своих интеллектуальных способностей задачу: выстроить схему движения денежных средств по офшорным компаниям нашего оппонента. Заметим, что это же задание до матов было объяснено крайне вежливо и учтиво. Вообще ничего не сделала. Была только попытка имитации бурных действий.


Конечно, кто-то и плачет, и решает, что лучше ничего не делать. Так, девочка, чью работу я назвал полным дерьмом, — действительно потом, кажется, уволилась. По этому поводу у меня ни капли жалости — работу она и правда делала дерьмово. Поэтому пошла по бюрократической линии. Там, как мы понимаем, качество не имеет значения.


Я уж не говорю о том, сколько мелких, но крайне полезных вещей было изобретено как раз на матах и на стрессе. В этот момент я слышу незаданный читателем вопрос: а можно ли иначе? Бывает ли без матов? Бывает, но крайне... Чрезвычайно редко. Исчезающе редко. У меня есть подрядчики по узким вопросам. Большие специалисты в своем деле. Нет, они тоже могут косячнуть. Но я точно знаю, что биться над решением задачи они будут и без мата. Это люди, которые уважают себя и свое дело. Более того, которые обладают достаточной энергией и осознанностью, чтобы самому организовывать свои процессы. Ну и много таких Мастеров вы знаете?


Мало того что это редчайший вид, у них есть еще и один неустранимый и фатальный, с точки зрения бизнеса, недостаток: из них невозможно сформировать команду. Это по природе своей одиночки. Для решения штучных, ювелирных задач, но не для системы. Но вы-то бизнесом занимаетесь, а не нетленкой. На фига вам, если вы строитель, возводить дом, который простоит века? Рукописи, которые не горят, не нужны в массовом издании. Врач-волшебник никогда не заработает столько, сколько сверхсовременная клиника с новейшим оборудованием и персоналом из долбоебов. Вам нужен бизнес, как система для зарабатывания денег. А система — на то и система, что элементы ее подлежат замене и работают на износ. Мастер там просто не приживется. Да он там и не нужен. Вот заработаете денег, и тогда по узкоспециальным вопросам — пожалуйста, к Мастеру.


А оставшиеся 99,9% народонаселения могут работать только из-под матов. По трем причинам. Во-первых, эти существа живут в состоянии перманентного энергодефицита. Им еле-еле хватает сил телевизор смотреть. А маты — это заряды энергии. Буквально. Общественно приемлемая форма заклинаний. Во-вторых, эти люди находятся в постоянном страхе: что же будет с родиной и с нами? И чтобы их хоть как-то попустило, им нужен Вождь. С Вождем они чувствуют себя более-менее в безопасности, даже если на их глазах он только что зарезал и съел их соседа. Вся российская история — тому пример. Ну и в-третьих, как справедливо заметила прекрасная дама, они же все мазохисты. Страдание — вообще единственно возможная форма общения с миром для большинства людей. Помните: Васисуалий Лоханкин хлестал свое горе чайными стаканами? Он так возвышался в собственных глазах. Он кайфовал: раз так страдаю, значит, я не просто существую, я велик в своем страдании! Эта конструкция, конечно, современными людьми не осознается — сложновато для современного цирка, но работает.


Оставить этих людей без матов — значит лишить энергии, оставить один на один со своим страхом, да еще и перекрыть им единственно доступную форму получения пусть мазохистского, но удовольствия. Вы поймите: если на злодея-начальника друг другу не жаловаться,