17 страница из 132
Тема
значительной степени, а часто исключительно, на тех ценностях, которые были украдены, и той крови, которая была пролита в теплых южных морях. В сравнении с европейскими пиратская экспедиция Степана Разина к персидским берегам, закончившаяся «купанием» в Волге пленной княжны, выглядит почти шалостью.

Удачные экспедиции португальцев к берегам Индии не могли оставить равнодушным ближайшего соседа — Испанию. Они, испанцы, также желали найти путь к восточным сокровищам. Но поскольку путь к ним проходил вокруг Африки и был под контролем португальцев, испанцы решили подойти к землям обетованным с запада. Надо отдать должное португальцам в этом вопросе, они в свое время также сделали попытку подойти к странам пряностей с запада. Попытка не удалась. Теперь ее предприняли испанцы.

В 1486 году Колумб, живший в Испании (по рождению — генуэзец), получил аудиенцию у королевы Изабеллы и предложил организовать экспедицию к берегам пряностей через Атлантику. Надо отметить его хорошую предварительную подготовку. Он изучил все записки Марко Поло, все доступные ему карты и даже совершил (по утверждению некоторых биографов Колумба) экспедицию в Исландию, где ознакомился с легендами викингов. Получив согласие и поддержку королевского дома, Колумб начал готовить экспедицию. Два корабля ему был обязан предоставить город Палое (он чем-то провинился перед короной). Третий корабль снарядил сам Колумб. В его снаряжении принял участие некий Мартин Пинсон, владелец верфей и моряк. (С его фамилией связывают прозвище одного из кораблей Колумба — «Пинта».)

Что же это были за корабли? Как уже говорилось, в XV веке наибольшее распространение получили каравеллы и их развитие — караки. Их принципиальное отличие от даже существовавших, а также тех, что строились в Северной Европе, была новая технология обшивки корпуса. Пояса обшивки каравелл и карак делались «встык» или «вгладь», то есть доски обшивки плотно подгонялись одна к другой своей узкой стороной. Такая обшивка, в отличие от обшивки «внакрой» (каждая доска обшивки ложилась с некоторым напуском на другую), обеспечивала заметно большую, при прочих равных условиях, скорость. В дальнейшем все корабли имели такую обшивку, что давало возможность их обшивать свинцом или медью, а также облегчало очистку корпуса от обрастаний.

В отношении класса кораблей Колумба в литературе встречаются разногласия. По-видимому, флагманский корабль Колумба «Ла Галета» (имя «Сайта Мария» он получил позднее, кроме того, в записях самого Колумба имя «Сайта Мария» не встречается) Колумб сам классифицировал как нао, но по сохранившимся отрывочным сведениям его можно причислить к караке. Остальные два корабля — «Санта Клара» (прозвище Нинья — детка, крошка) и «Пинта» (тоже прозвище — кружка) являлись каравеллами. Настоящее название «Пинты» осталось неизвестным В литературе принято называть все три корабля каравеллами. Это были небольшие корабли. Точных размерений не сохранилось, но исследователи определяют водоизмещение «Санта Марии» (будем так называть этот корабль) в 230 т при длине всего 23 м. Вооружение этого корабля было значительным и включало 18 пушек. Из них четыре пушки калибром в 20 фунтов, шесть — в 12 фунтов и 8 шестифунтовых. Экипаж состоял из 90 человек. «Нинья» была существенно меньше Ее длина была всего 20 м, а водоизмещение чуть больше 150 т. Что касается «Пинты», то это была совсем маленькая каравелла водоизмещением в 100 т при длине 17 м.

«Санта Мария» и «Пинта» несли прямые паруса на двух передних мачтах. На третьей мачте был косой парус «Нинья» имела косые, латинские паруса. Однако на первой стоянке на Канарских островах ее парусное вооружение было заменено и стало аналогичным двум другим кораблям Подобное вооружение наиболее подходило для океанского плавания, и впоследствии галионы, а затем линейные корабли и фрегаты несли исключительно прямые паруса. Все корабли Колумба отличались приличной скоростью, маневренностью и мореходностью, что и позволило им совершить благополучно плавание, без преувеличений, в неизвестность.

3 августа 1492 года корабли Колумба вышли из порта Палое и направились к Канарским островам На островах они задержались на целый месяц, так как кроме замены парусов на «Нинье» был произведен и некоторый ремонт остальных кораблей. Только 6 сентября корабли вышли из Лас-Пальмаса и взяли курс на запад к неведомым берегам.

Переход продолжался уже более месяца, и настроение команд было не лучшим. Когда корабли вошли в Саргассово море, ветер стих, и обширные «поля» плавающих водорослей привели команду в ужас Они казались им щупальцами страшных чудовищ, и что им уже не выбраться из их зеленого плена. Но вот появились птицы, затем стали попадаться ветви деревьев и всякий мусор, говоривший о близости земли. Наконец 12 октября 1492 года ночью с «Пинты» увидели землю и на рассвете подошли к острову (из группы Багамских островов). Колумб назвал его Сан-Сальвадор.

Так началось открытие неизвестных земель. Двигаясь вдоль цепочки Багамских островов, Колумб открывал (для себя, аборигенам они были давно известны) остров за островом Колумб писал: «Эти острова зеленые и плодородные, воздух здесь приятен, много деревьев, которые весьма отличны от наших.» Но целью испанцев были не красоты новых земель. Их интересовало другое, и Колумб далее пишет: «Я иду далее только ради золота и пряностей.»

Затем, двигаясь на юг, Колумб открыл Кубу, но золота на ней почти не было. Следующий остров, Гаити, был уже много богаче золотом Колумб назвал его Эспаньолой («маленькой Испанией»).

Охваченный жадностью капитан «Пинты» бросил экспедицию, надеясь самостоятельно заняться золотоискательством. Другим ударом для Колумба была потеря «Санта Марии» — она села на камни у восточного побережья Эспаньолы и погибла. С корабля успели снять все более или менее ценное, в том числе и пушки. Из обломков корабля был построен форт, названный Навидад («Рождество»). 30 добровольцев остались на острове, а «Нинья» отправилась в обратное плавание. На обратном пути они встретили «Пинту» и продолжили совместное плавание.

16 января обе каравеллы Колумба вернулись в Испанию. Рассказы Колумба произвели впечатление на королевский двор. Теперь от желающих участвовать в плавании не было отбоя, и Колумб стал готовиться к новой экспедиции.

Теперь в ее состав вошло уже 17 кораблей. Флагманом стала новая «Сайта Мария», имеющая прозвище «Мария Галанте». У шла в плавание и «Нинья». 25 сентября 1493 года экспедиция вышла из порта Кадис и взяла курс по традиции на Канарские острова, где взяла, помимо прочего, весьма специфический груз — огромных собак, обученных охоте на людей.

3 ноября 1493 года на горизонте показался берег неизвестного острова. Он получил название Гваделупа. Затем были открыты остров Доминика и цепочка Виргинских островов. Прибыв на Эспаньолу, Колумб риал, что оставленные в форте испанцы были убиты за жестокость по отношению к местным жителям. Отношения с аборигенами окончательно испортили вновь прибывшие солдаты и колонисты. Они разбрелись

Добавить цитату