— Всё, мой дорогой, мой хороший мальчик. Сегодня всё… Надеюсь, ты на меня не в обиде?.. Если ничего не получится — обещай, что повторим… Я тебе позвоню через месяц. Если не позвоню, поклянись, что меня забудешь раз и навсегда!
Клятву я дал. Весь месяц ходил как на иголках. И вот он прошёл. Часами сидел около вахтерши, ожидая телефонного звонка. Наконец, прождав неделю, позвонил сам. Незнакомый женский голос отозвался в трубке:
— Алло, я вас слушаю…
— Пригласите, пожалуйста, Фаину!
— А они здесь больше не живут. По обмену переехали в Новосибирск…
Больше я ничего не узнал о Фаине. В жизни мне встречались другие женщины, но Фаину забыть не могу.
Атеист
Всякий раз при виде этой женщины его охватывало любопытство: кто она? Склонялся к мысли, чёто она балерина на пенсии. Своё привлекательное тело, она несла лёгкой скользящей походкой. Партнёра рядом с нею никогда не видел. Она всегда ходила в одиночестве. На вид ей можно было дать не более сорока пяти лет. Тёмные вьющиеся волосы были тронуты едва заметной лёгкой сединой, а шею до самого подбородка всегда укрывал платок или цветастый шарф. При встрече, бывало, только окинет безразличным взглядом и пройдёт мимо, как птица пролетит. А он оборачивался и смотрел ей вслед. Но она никогда не оглядывалась. Так продолжалось довольно долго.
Однажды утром субботнего дня, возвращаясь после ежедневной прогулки, увидел впереди себя её. Решил догнать и заговорить с нею. Когда был в двух шагах от неё, случилось непредвиденное — она споткнулась и начала падать, но он, проявив незаурядную реакцию, успел её подхватить и удержать от падения. Кулёк, который был у неё в руке, упал на тротуар и апельсины, лежавшие в нём, рассыпались.
— Огромное вам спасибо, — сказала она, когда он, собрав апельсины в кулёк, подал его ей, — иду с рынка, задумалась и, как видите, всё едва не окончилось трагически…
— Считайте, что ваш ангел-хранитель послал меня на помощь вам…
— Вы верующий? — удивлённо спросила она.
— Сочувствующий…
— Примите от меня подарок в знак благодарности, — улыбаясь, протянула ему два апельсина.
Пока шли к её дому — познакомились, и он кое-что сумел выяснить. Она не балерина, как он думал. Пианистка. Преподаёт в детской музыкальной школе. Живёт поблизости. В пятиэтажке, в квартире на четвёртом этаже. Не замужем. Детей нет… Успел рассказать о себе. Разведён. Живёт в однокомнатной квартире. Бывший военный лётчик.
Тепло расстались у подъезда её дома, обменявшись номерами мобильников. Весь день он вновь и вновь начинал думать о ней, но звонить было как-то неловко. Не хотелось выглядеть слишком навязчивым… После развода с женой, с которой прожил почти пятнадцать лет, к женщинам он стал испытывать чувство недоверия. С женой развёлся неожиданно. Вредных привычек у него не было, её и сына любил. Она была на двенадцать лет моложе его. Работала секретарём руководителя крупной строительной фирмы. Руководитель овдовел и образовавшийся «вакуум» заполнила секретарша… Она выбрала более обеспеченную комфортную жизнь и ушла с сыном к другому.
Следующий день был воскресным. В середине дня захотел позвонить своей новой знакомой.
— Здравствуйте, Софья! Это ваш вчерашний попутчик. У вас есть время со мной говорить?..
— Здравствуйте, Константин, — услышал знакомый голос.
Он не стал вести разговор вокруг да около, а сразу предложил встретиться. Она согласилась. Через каких-то полчаса выпорхнула из своего подъезда. Лёгкая и изящная. В чёрном коротком пальто и с цветным шарфом у лица.
— Простите, что без цветов, — начал он оправдываться, — не был уверен, что встреча может состояться, но это поправимо…
— Знаете, я не люблю срезанных цветов, — прервала она его, — это мёртвая натура. Я любуюсь ими, когда они растут на клумбеили в поле…
Как ни странно, но это очень совпадало с его мнением. Такое совпадение он принял за хороший знак. Весенний день располагал к прогулке, и они оказались на набережной небольшого озерка. Он шел с нею рядом и думал о дальнейших своих действиях: «Что ей предложить?.. Театр, кино или ресторан?». Опыта соблазнителя у него не было. Прослужил в авиации двадцать пять лет… Учебные полёты, боевые… Разбор полётов. Потери боевых друзей — всё это было. Женился в тридцать пять после месяца встреч с хорошей девчонкой. Родился сын… И вот он теперь вновь оказался перед проблемой — строить новую семью. Это совсем не просто в пятьдесят…
— Константин, хочу вас сразу предупредить, — опережая его мысли, сказала она, — ни в ресторан, ни в театр меня не приглашайте. Моя вера не позволяет мне блаженствовать на земле в то время, когда надо изучать наш вариант Библии… А сегодня у меня как раз этот день. Поэтому я вам могу сейчас уделить лишь один час времени…
— Вы, наверное, сектантка? — спросил он. — Адвентистка седьмого дня?..
— Нет. Наше братство носит имя «Свидетели Иеговы»1, — возразила она. Нас на земле более двух миллионов. Мы не отмечаем никакие праздники, мы против всякого идолопоклонства и всяких связей с членами других конфессий…
— А как обстоят дела со связями с атеистами? — всё более разочаровываясь, спросил он.
— Вы, что в Бога не верите?..
— Как вам, сказать… Я верю в Судьбу. В церкви был, когда священники отпевали друзей, а больше поводов у меня не было. Можете считать меня умеренным атеистом.
— Что означает «умеренным атеистом?»
— Это означает, что я к верующим отношусь с пониманием, — не теряя надежды на продолжение встреч с нею, сказал он. — Не осуждаю и не приветствую… Какой-то поэт сказал: «Блажен, кто верует — тепло ему на свете…».
— Это сказал Александр Сергеевич Грибоедов…
«Надо же, а я не знал», — подумал он, — А вы, наверное, увлекаетесь поэзией? — спросил он у неё.
— Представьте себе, да!
— Ну, тогда нам с вами общаться будет легко, — сказал он, стараясь перевести разговор в другое русло от веры. — Я тоже люблю поэзию. Раньше времени не хватало, а сейчас его, как говорят, вагон и маленькая тележка. Я ведь пенсионер…
— Не может быть! — удивилась она. — И сколько же вам лет? Если это не секрет…
— Вы неплохо рифмуете… Мне придётся отвечать так же… — Я уже не именинник — мне исполнился полтинник.
— Браво! — воскликнула она, — а сколько мне, по-вашему?..
— Ну, выглядите вы на двадцать восемь, хотя, мне очень хочется, чтобы вам было сорок пять…
— Замечательно!.. Ваше желание подтверждаю…
«Пожалуй, мне удалось увести её от опасной религиозной темы», — подумал он и предложил перейти на «ты». Она сразу же согласилась. Час пролетел быстро. Прощаясь у двери её подъезда, он спросил:
— Софья, а ты так и не ответила на мой вопрос насчёт общения с атеистами?..
— А ты очень хочешь общения со мною? — ответила она вопросом на вопрос. — Константин, не боишься, что «заразишься» от меня и примешь нашу веру? — спросила она.
— Насчёт веры — могу сказать точно — исключено!.. Общаться очень хочу.
Расстались и договорились звонить друг другу. Несколько дней телефон Константина молчал. Оказалось, что вышел из строя. Пришлось ремонтировать. Когда телефон ожил и зазвонил, в нём послышался голос Софьи:
— Костя, куда ты пропал? Звоню третий раз… У тебя всё нормально?..
— У меня всё хорошо, а вот телефон порой барахлит. Носил на ремонт…
— Давай встретимся. У меня сегодня выходной…
Опять бродили по набережной. Тёплый майский день располагал к неторопливой беседе. На этот раз она никуда не спешила. Ей очень понравился этот военный отставник. Высокий, статный и обаятельный… Он чем-то напомнил её мужа… Двадцать лет назад она была бесконечно счастлива. Вышла замуж в двадцать пять лет после окончания консерватории, но всё оборвалось в один миг… Захотели с мужем совершить свадебное туристическое путешествие по Малому золотому кольцу России. Вместе с молодожёнами в туристическую поездку собрались и её родители. При посадке в аэропорту Владимира самолет потерпел крушение и загорелся. Из семидесяти восьми пассажиров уцелело сорок два. Отец, мать и муж погибли, а её с ожогами доставили в больницу. Обгорело пятнадцать процентов кожи. Долго лечилась… У неё случился выкидыш. Погиб, так и не родившись, её первенец…
Вернулась домой одинокой и несчастной. Впала в депрессию. Хотела покончить с жизнью, но нашлись добрые люди. Они сами пришли к ней. Окружили заботой и приобщили к вере. Эта