2 страница из 7
Тема
капитана - штурманы. Они определяют по приборам и картам точный и безопасный путь в море - прокладывают курс. Теперь таких надежных штурманов имел и капитан «Мечты». Крылатые помощники Игоря летели впереди и время от времени призывно кричали: «Сюда! Сюда!»

Игорь повеселел. Он уверенно поворачивал рулевое колесо. Корабль послушно менял направление. Стремительный и легкий, он и сам походил на чайку, скользящую в синем просторе на раскинутых парусах-крыльях.

Проходили мимо встречные корабли. Их великое множество на больших морских дорогах.

Вот пышный, белоснежный, как торт из сливочного крема, с двумя ягодками-трубами, проплыл пассажирский экспресс… Красавец! Целый плавучий город. На таких судах, совершающих дальние рейсы, есть все, чтобы путешествие сделать удобным и приятным, - тут и плавательные бассейны, и площадки для игр, рестораны и кинотеатры.

Рыболовные траулеры резко отличались от чистеньких рейсовых судов. От долгого пребывания в море их корпуса краснели пятнами сурика, проступившего сквозь съеденную солью морской воды облицовку.

На корме кораблей пестрели самыми разнообразными цветами и рисунками флаги. Каждый корабль нес флаг своей страны, своего государства. Каких только флагов не насмотрелся Игорь!

Вот - красный, с одной большой и четырьмя маленькими желтыми звездочками в левом верхнем углу - Великий Китай. А этот - золотисто-бело-зеленый с синим кружочком посредине - республика Индия. Голубой крест по красному полю - флаг смелых мореходов-норвежцев. Английский похож на синюю конфетную коробку, перевязанную вдоль и поперек и с угла на угол красной тесьмой. Японию, острова которой находятся на востоке, называют страной восходящего солнца. Это оно изображено на белом поле, красное, круглое, только что выкатившееся из-за горизонта…

Игорь заметил, что дымовые трубы кораблей окрашены в разный цвет и на них очень часто что-нибудь нарисовано: крылатый конь, пальма, зубчатые башенки старинной крепости, а то и просто большая латинская буква. Из рассказов папы Игорь помнил, что такими рисунками и буквами отмечают свои суда частные судовладельцы - торговые фирмы, пароходные компании. Много хозяев - много разных крикливых рисунков.

А на трубах советских кораблей один для всех рисунок - серп и молот золотистого цвета на алой ленте. Всем портам мира знакома эта эмблема. Она означает, что богатства нашей Родины принадлежат одному хозяину - трудовому народу, рабочим и крестьянам, которые давно прогнали капиталистов и взяли власть в свои руки.

Флаг Советского государства - великой морской державы, берега которой омывают двенадцать морей и три океана, - можно встретить повсюду: и в знойных тропиках, и в краю вечных льдов, и на больших морских дорогах, и далеко в стороне от них.

Над океаном пылало щедрое солнце. В полдень оно взошло в самый зенит - над головой. Тени стали так коротки, что свою Игорь почти не видел. Она лежала вокруг ног, прячась где-то под башмаками.

Неожиданно Игорь уловил запахи земли. В море они ощущаются так же остро, как в сырой день дым костра. Где-то поблизости находилась суша. Капитан «Мечты» не ошибся…

Далеко в стороне, по левому борту, проступили неясные очертания какого-то острова. Высоченная гора, скорее похожая на сизую тучу, упиралась прямо в небо. За ее вершину зацепились и недвижно повисли пухлые облака. В бинокль хорошо просматривались нижние скаты горы, поросшие растительностью, курчавой и плотной, как шерсть тонкорунных овец.

Вот откуда ветер принес чуть слышный аромат нагретых солнцем трав, цветов, древесной смолы…

Но это еще не был берег Африки. Неутомимые чайки-штурманы летели вперед, все дальше и дальше к югу.

На своем пути корабль вспугивал летучих рыбок.

Их взлет напоминал старт самолетов. Разогнавшись в воде и чиркнув по ее поверхности хвостом, отчего оставался след, рыбки расправляли плавники, тонкие и прозрачные, как крылья стрекоз, и трепеща ими, взмывали в воздух. Иногда полет обрывался в самом начале. Неудачницу захлестывала волна. Но более ловкие делали над гребнями «горку» и летели дальше.

Наблюдая за летучими рыбками, Игорь заметил появившиеся над водой прозрачные розово-фиолетовые пузырьки. Казалось, с неба после дождя упала и раскололась на мелкие кусочки радуга. Это кочевали похожие на медуз моллюски «португальский кораблик». Выставив на поверхность цветной гребешок-парус, они отдавались на волю течения и ветра.

Появились дельфины-«веселые ребята», как прозвали их советские рыбаки за озорную повадку пускаться наперегонки с кораблями. Огромное стадо! Весь океан зачернел от их блестящих спин. Опережая один другого, дельфины торопились к «Мечте», будто хотели сообщить Игорю какую-то приятную новость. Как они забавно кувыркались! Выныривали разом по несколько десятков и разом плюхались в воду. То и дело слышалось вокруг: «пых! пых! пых!» Это дельфины выбрасывали дыхательным клапаном отработанный воздух и мгновенно всасывали свежий. Настигнув корабль, дельфины стали резвиться рядом, в пенной струе, возле самого носа. Маленькие дельфинята спешили за своими мамашами.


Наступил вечер. А вместе с ним пришла и тишина. Ни малейшего дуновения ветерка. Паруса обвисли и больше не тянули корабль вперед. Чайки присели на воду. Им пришла пора отдохнуть. Тихим клекотом они сзывали друг друга.

С востока надвигались сумерки. Там сгущалась мягкая иссиня-серая мгла, и кинжальным лезвием поблескивала узкая полоска воды у горизонта. А на противоположном небосклоне опускалось в пучину океана растратившее дневной жар солнце, необыкновенно большое и сплюснутое у полюсов.

Вот исчезла половинка…

Вот остался только небольшой краешек.

По кораблю от больших нижних парусов легли синие тени, а самые верхние, маленькие паруса, еще пламенели в последних лучах заката.

Но и они погасли. И как бывает только в тропиках, надвинулась быстрая и густая ночь.

Капитан «Мечты» убрал паруса и стал на якорь. В тишине долго громыхала тяжелая якорная цепь. Свою стоянку Игорь обозначил белым огнем над носовой палубой, чтобы другие корабли могли его заметить, обойти и избежать столкновения.

Теперь, после утомительной вахты, можно было подумать и об отдыхе.

В жилом помещении Игорь нашел хлеб, консервы, пресную воду и с аппетитом покушал.

Спать он решил на открытом воздухе.

Растянувшись на раскладушке на кормовом мостике, Игорь смотрел в небо, любуясь звездами. Они кружились вокруг кончика мачт. Но это только так казалось. Звезды были неподвижны, а покачивались вместе с кораблем мачты.

Над Игорем сияли непривычные глазу созвездия и самое красивое из них - Южный Крест. И хотя Игорь никогда раньше не видел его, он мог бы сразу сказать, что это - именно Южный. Крест, а не какое-нибудь другое созвездие: так четок был рисунок из четырех ярких звезд. Но даже не сам Крест, а две другие звезды над ним и такой же величины еще две внизу сверкали, как алмазы, брошенные на черный бархат.

Игорь стал искать Большую Медведицу, которую он привык видеть над крышей своего дома. Он обрадовался, когда среди других звезд распознал очертания знакомого созвездия, непонятно почему названного Медведицей и скорее напоминавшего

Добавить цитату