4 страница из 10
Тема
о нейробиологии простым человеческим языком, в отличие от многих своих коллег.

Второй наш «кит» – это так называемый архетип сезонности. Данное понятие пришло к нам из юнгианской психологии, но не пугайтесь, я сейчас объясню, что это такое, и вы поймете, что давно знакомы с архетипом сезонности и даже применяете его на практике. Архетип сезонности – это универсальная модель процесса развития, как в природе, так и в отдельной человеческой жизни или даже в целом сообществе.

Давайте вместе вспомним, сколько сезонов у нас существует? Четыре, не так ли? Зима, весна, лето и осень. А сколько у нас времен суток? Тоже четыре: ночь, утро, день, вечер. Заметили нечто общее в делении на четыре этапа целого года и одного дня? Конечно! Зиму мы можем соотнести с ночью, утро – с весной, день – с летом, вечер – с осенью. А сколько основных периодов жизни у человека? Детство, юность, зрелость, старость. И здесь тоже, как мы видим, есть возможность соотнести каждый из жизненных этапов с определенным годовым сезоном.

Вот вам и весь архетип сезонности – архетип, который организует восприятие нами процессов развития, или, говоря иными словами – это неосознанное структурирование нами времени по четырем периодам.

Что такое весна в контексте архетипа сезонности? Весна – это всегда некое зарождение процесса, его начало. Что такое лето? Лето символизирует период расцвета и жизни в полную силу. Что такое осень? Осень – это время сбора плодов. Что такое зима? Зима – это спад внешней активности и неизбежное завершение процесса… Грустно? Грустно. Но не все так печально. Плохая новость в том, что все неизменно заканчивается зимой, но хорошая новость в том, что архетип сезонности цикличен: весь процесс перезапускается заново! Сама зима уже несет в себе зарождение весны.

Об архетипе сезонности и о его связи со счастьем мы будем подробно говорить во второй части книги.

И теперь – третья опорная точка! И это – практическая психология с ее наработками и технологиями и, конечно, нейролингвистическое программирование с его универсальным языком описания, его подходами и методами.

Не буду долго рассказывать о том, что такое нейролингвистическое программирование, поскольку много говорила об этом в моих предыдущих книгах. Суть НЛП состоит в том, что, во-первых, в нем найдены ключи доступа к бессознательному человека и, соответственно, умение разговаривать с ним на одном языке. Во-вторых, нейролингвистическое программирование представляет собой некий универсальный язык описания, чрезвычайно удобный в использовании и дающий возможность смоделировать и позаимствовать из любой области все, что работает и имеет практическую ценность.

Перед тем как двинуться дальше, давайте еще раз назовем по именам наших «трех китов»: это последние исследования в области нейробиологии, это архетип сезонности и современная практическая психология.3. Что такое счастье?

Следующий шаг – это расшифровать для себя, что такое счастье. В нейролинвистическом программировании есть такое понятие, как «номинализация». Номинализация – это имя существительное, которое несет в себе некое обобщение. Понятие, выраженное номинализацией, нельзя потрогать, положить в багажник машины и перевезти в другой город. Слово «счастье» как раз и является ярким примером номинализации в нашей речи.

Чтобы было понятнее, приведу примеры других номинализаций. Например, это такие слова, как «любовь», «свобода», «равенство», «демократия», «согласие» и т. д. В одних контекстах номинализации нам не мешают и даже помогают, делая нашу речь более выразительной и придавая языку глубину и поэтичность: ведь каждый человек вкладывает в емкое слово «свобода» свой мотивирующий смысл. Но есть контексты, когда номинализации во внутренней и внешней речи человека мешают ему выбрать нужное направление развития, да вообще хоть какое-то. Используя номинализации, нас зомбируют в предвыборных кампаниях, провоцируя на нужные кандидатам действия при помощи таких понятий, как «демократия», «благосостояние», «безопасность» и «забота». Мы голосуем за «демократию», понимая под этим что-то свое и даже не подозревая, что кандидат подразумевал под тем же самым словом нечто совсем иное.

То же самое и в работе с собой или с клиентом в психотерапии. Предположим, девушка хочет «любви». Представления о том, что такое любовь, у психотерапевта могут существенно расходиться с представлениями о любви у пришедшей к нему на прием девушки. Так, психотерапевт может при слове «любовь» думать о теплом уютном доме, о заботливо поглаженном женой костюме перед его утренним выходом на работу, о вкусном ужине каждый вечер и о надежной стабильности отношений. А у девушки при слове «любовь» может возникать совсем иная картинка: Джейк и Роз стоят, обнявшись, на носу «Титаника», и ветер развевает их одежду и волосы. Девушке при этом может до умопомрачения хотеться ярких интенсивных переживаний, пылкой страсти, безумных приключений вдвоем, ну и так далее. Представляете себе, и идиллическая картина семейной жизни у психотерапевта, и мечты девушки – все это будет называться одним и тем же словом – «любовь».

Прежде чем продолжить наш разговор, давайте сделаем небольшое разогревающее упражнение, без которого мы не сможем двинуться дальше.

Если упражнение не идет, дайте себе отсрочку. Никто не требует от вас немедленного ответа. Можете даже продолжить чтение книги. Просто вам нужно иметь в виду, что к этому упражнению необходимо вскоре вернуться, и тогда многие смыслы станут для вас яснее, а ваши приоритеты встанут по своим местам.


УПРАЖНЕНИЕ

Подумайте, пожалуйста, прямо сейчас, что такое счастье лично для вас. Ведь что-то мы имеем в виду, когда желаем счастья себе, своему близкому человеку, своему ребенку?



Для меня, например, счастье – это гармония в семье, жизнь на природе, возможность каждый день заниматься тем, что я люблю, и делиться своим состоянием и профессиональным опытом с другими людьми – со всеми, кому это нужно.

Для вас счастье может заключаться в чем-то другом. В чем конкретно?

Очень полезно, выполнив это упражнение, поговорить на эту тему с другими людьми – чем больше их будет, тем лучше. Однако следует помнить, что счастье – понятие тайное и сокровенное, поэтому выбирайте таких собеседников и такую форму вопроса, чтобы не нарушить их личные границы. Лучше всего вначале поделиться своим личным пониманием, что такое счастье, и только после этого начинать спрашивать о том, что думает о счастье другой человек. Не забудьте про собственные границы: пускать в свой внутренний мир можно только тех людей, которым вы полностью доверяете. И еще: выбирая собеседника для разговора о счастье, вы должны быть полностью уверены, что он обладает достаточным уровнем культуры и такта, чтобы не пройтись в грязных сапогах по вашему дому.

Прочитав все это, вы можете задать мне резонный вопрос: «А зачем тогда вообще говорить о счастье с кем-то, кроме себя?»

Конечно, можно и не делать второй части упражнения, она необязательна. Но, выслушав слова другого человека о том, что такое счастье для него, вы несказанно обогатите свое представление о счастье, придав ему

Добавить цитату