«Мы жили в небольшом городке. И в семь лет меня повезли в столицу на „Лебединое озеро“! Более яркого и потрясающего воспоминания детства я не помню! И я решила стать балериной. Все лето тренировалась и научилась садиться на шпагат, махать руками, как птица, и все лето ходила на цыпочках – так, что пальчики болели!!! А еще я летала во сне под музыку Чайковского, и очень долго, когда я стала уже взрослой, меня не покидало ощущение Полета! Родители, конечно, не отпустили любимую дочку в большой город… Я немного поревела и успокоилась. Но до сих пор могу летать во сне!»
«Все детство лечила кукол, в 16 лет хотела ехать в Африку лечить проказу, сейчас имею сертификат дерматолога-венеролога, получаю колоссальное удовольствие, когда могу помочь».
«С детства мечтала быть знаменитой певицей. Еще мечтала спасать и лечить животных, мечтала, что у меня будет огромный дом, куда я смогу перенести всех зверей с улицы. Потом я мечтала быть Президентом, чтобы быть богатой, значимой и чтобы свой самолет обязательно. И еще мечтала обладать суперспособностью исцелять людей: ко мне выстраиваются очереди, и я всех лечу!»
«Мой подростковый возраст пришелся 90-е в Москве – время тяжелое и полное неопределенности. И, учась в 5–6-м классе, я хотела создать команду, которая защищала бы детей от других детей постарше. Прямо даже представляла себя в белом костюме, в белом плаще и на белой иномарке! В итоге эта мечта трансформировалась в детского психолога…»
«Хотела быть Принцессой, ветеринаром, писательницей, актрисой, дизайнером, адвокатом и прокурором. И все это объединялось одним: я непременно должна была блистать, быть известной и получать международные награды. Да, в детстве с тимосом было все в порядке!»
«Я очень хотела играть в большой теннис, у себя в комнате я представляла, как машу ракеткой, которой у меня не было, и прыгаю в коротенькой юбочке, и мною восхищается весь мир (это я вспомнила после получения задания, кстати). Также я хотела разгадать тайну Тунгусского метеорита, много читала о нем и хотела написать книгу еще в подростковом возрасте. И мечтала, что все это ведет меня к славе».
«Я была замкнутым ребенком, и моим любимым занятием было чтение книг, порой даже с фонариком под одеялом поздней ночью. Я могла с легкостью переноситься во времени и пространстве, представляя себя на месте героев. В основном это были мужские персонажи – рыцари, путешественники, воины. В моем детстве не было книг про великих женщин, и я много сожалела, почему не родилась мужчиной. Вот тогда точно стала бы героем, и обо мне слагали бы легенды. Были моменты внутреннего предощущения, что у меня должна быть миссия и я должна изобрести или сделать что-то важное, чтобы спасти мир от надвигающейся катастрофы. Были даже мысли, что я должна пожертвовать собой ради цивилизации, как Данко своим горящим сердцем. Остальные цели жизни попросту меркли перед грандиозностью этой идеи и не имели особого смысла. Вот он – мой тимос. В 15 лет мечтала уехать в Тибет, стать монахом и сидеть в медитации на вершине горы, наблюдая за миром со стороны.
Но в глубине души я помнила выбор профессии, который сделала лет в 7–8. Тогда мне показалось, что я встретила на корабле молодых полубогов – сверхлюдей, все было дивным в их манере одеваться в восточные наряды (это в советское-то время), раскованно вести себя. Они рисовали портреты широкими цветовыми пятнами, которые на расстоянии магически сливались и передавали все нюансы, они были влюблены друг в друга и излучали особую лучистую энергию. И мне захотелось быть такой, создавать шедевры».
«Я не помню подробностей, о чем были мои мечты, но каждый день перед сном это был „просмотр кино“ о том, как я спасаю и побеждаю. И точно это было что-то про борьбу с фашистами и службу в разведке».
Я специально привела так много этих невероятных, уникальных примеров, чтобы показать, как прекрасен наш детский мир мечты, в который еще не успели вмешаться «побитые жизнью» взрослые люди.
Куда же детский тимос девается во взрослом состоянии?
Часто его безжалостно гасят взрослые люди – либо своим полным равнодушием, либо язвительными замечаниями вроде «От скромности не умрешь» или «Опять она со своими бреднями». И нельзя сказать, что они в этом виноваты, тех родителей самих так воспитывали, и у них просто нет в голове иной модели взаимодействия с детьми: они хотят таким образом «помочь им вернуться с неба на землю».
Одна девушка, рассказывая про свой детский тимос, говорила, что он у нее имел два полярных выбора: одна часть мечтала «вынести девочку из огня», и это было что-то между кардиохирургом, нейрохирургом и патологоанатомом, а вторая часть рвалась в цирк – либо клоуном, либо акробатом, чтобы делать что-то сложное, но при этом не терять вкус и легкость в жизни. И вот об этой чудесной талантливой девочке некая «психолог, эксперт по психодиагностике» сказала, что это все «мания величия»!
Честно признаюсь, по отношению к таким псевдопсихологам я не испытываю ни жалости, ни сочувствия к их «несчастному детству»: у меня есть одно лишь горячее желание взять за шиворот такого «специалиста» и вышвырнуть из профессии далеко-далеко. Вместо того чтобы идти за ребенком в его мечтах, помогать ему развиваться, опираясь на них, ему фактически предлагают «не высовываться» и еще навязывают чувство вины за то, что тот посмел представить себя чем-то бо́льшим, чем сама эта убогая серость, захотевшая навязать маленькому человеку свою модель мира. А родителей еще и диагнозом психиатрическим напугала! Слава богу, конкретно этой девушке удалось «прорваться», она – сильная. Но скольким детям вот такие странные люди взяли и перекрыли путь к их мечтам…
Но иногда взрослые реагируют именно так, как нужно, поддерживая ребенка в его тимосе.
Вот пример идеальной реакции мамы одной женщины. В настоящее время эта женщина великолепный детский стоматолог, о котором ходят легенды. Справляясь со случаями, с которыми никто из ее коллег не может справиться, она щедро делится своим опытом с другими стоматологами, читая лекции в разных городах России и Западной Европы:
«Мечтала в детстве, что в будущем будет машина времени, и я смогу попасть в блокадный Ленинград и привезти много еды. Мама обсуждала со мной, что голодающим нельзя есть сразу много, поэтому мы обдумывали, как правильно их накормить, чтобы помочь, а не навредить».
В общем, я посвящаю тимосу так много времени для того, чтобы сказать: мечтайте о подвигах, как Александр Македонский!
Это нормально – «жаждать славы всевековечной», как Беовульф! Потому что счастье – это поведение, направленное на снискание себе любви, восхищения и славы.
Оно все равно прорывается наружу