3 страница из 47
Тема
уважительно Генрихом Григорьевичем. Хорошо знавший Ягоду в период его работы в ЧК, Лев Троцкий писал о нем: «Очень точен, чрезмерно почтителен и совершенно безличен. Худой, с землистым цветом лица (он страдал туберкулезом), с коротко подстриженными усиками, в военном френче, он производил впечатление усердного ничтожества».

Однако на большинство людей Ягода производил совсем другое впечатление. Он казался им большим и ужасным. Недаром Генрих Георгиевич стал рекордсменом по посадкам. Если до него, в 1933 г. в местах лишения свободы находилось 334 тысячи человек, то уже при нем в 1934 г. — 510 тыс., в 1935 г. — 991 тыс., а в 1936 г. уже 1296 тыс. И, пожалуй, Ягода первым стал активно внедрять в работу министерства внутренних дел принцип «бей своих, чтобы чужие боялись». Именно при нем начал набирать обороты маховик репрессий против собственных сотрудников. В 1935 г к уголовной ответственности было привлечено 13 715 милиционеров, а в 1936 г — 4568, в 1937–8905. Из них осуждено соответственно: 5284, 2621 и 3057 человек.

Однако и сам Генрих Ягода не избежал ареста и суда. Причем при этом опять оказался рекордсменом. Ни одному министру еще не предъявляли такого количества обвинений. И Ягода, желая выторговать себе жизнь, раскаялся во всех мыслимых и немыслимых грехах: в том, что был одним из руководителей правотроцкистского подполья, ставящего себе целью свержение Советской власти и реставрацию капитализма, в соучастии в убийстве С.М.Кирова, В.Р.Менжинского, В.В.Куйбышева, А.М.Горького и его сына М.А.Пешкова, в покушении на жизнь нового наркома НКВД Ежова, в помощи иностранным шпионам и еще много в чем. Однако ничего не помогло, суд приговорил его к расстрелу.

В последнем слове он сказал: «То, что я и мои сопроцессники сидят здесь на скамье подсудимых и держат ответ, является триумфом, победой советского народа над контрреволюцией». А когда его вели на расстрел, он запел «Интернационал».


Указом Президента вводится Орден «ЯБЕДА» На ордене изображены профили 5 человек: Ягода, Берия, Ежов, Дзержинский, Андропов. Орден крепится к задней поверхности лацкана пиджака или пальто (Шутка).


* * *

Период деятельности Николая Ивановича Ежова на посту наркома внутренних дел стал самыми черными страницами в истории МВД России. В «ежовых рукавицах» перемалывались судьбы и жизни миллионов людей. Сначала он избавился от старой команды. Были расстреляны и посажены в тюрьму 325 ближайших сподвижников Ягоды и он сам. А вскоре репрессии достигли своего пика. Если в 1936 году чуть ли не ежемесячно десятки членов ЦИК СССР отправляли в лагеря, то простых людей сажали тысячами.

За это и другие «успехи» в июле 1937 г. Ежов был награжден орденом Ленина, а город Сулимов переименован в Ежово-Черкесск.

За это его восхваляли и заставляли любить. Вот строки из «Поэмы о наркоме Ежове» «великого» казахского акына Джамбула Джабаева. Их школьникам приходилось учить наизусть. Какое счастье, что за невыполненное задание они отделывались всего лишь двойками.

  • Когда над степями поднялся восходИ плечи расправил казахский народ,Когда чабаны против баев восстали,Прислали Ежова нам Ленин и Сталин.Ежов мироедов прогнал за хребты,Отбил табуны их, стада и гурты.Расстались навеки мы с байским обманом,Весна расцвела по степям Казахстана.Разгромлена вся скорпионья породаРуками Ежова — руками народа,И Ленина орден, горящий огнем,Был дан тебе, сталинский верный нарком!

Понятно, что это стихотворение сейчас никто не помнит, потому что оно фальшивое. А вот анекдоты про Ежова останутся в веках.


У наркома иностранных дел М.М. Литвинова арестовали жену. Он жалуется Сталину на действия наркома внутренних дел Ежова. Сталин отвечает:

— У товарища Ежова, очевидно, есть на нее материалы.

— Товарищ Сталин, у него и на вас есть материал!


* * *

Ежов стал рекордсменом по числу репрессированных и расстрелянных предшественников. При нем «намазали зеленкой лоб» Рыкову, Белобородову, Толмачеву и Ягоде. Впрочем, и сам Николай Иванович не избежал подобной участи. Его арестовали и предъявили целый букет обвинений:

1. Являлся руководителем антисоветской заговорщической организации в войсках и органах НКВД.

2. Изменил Родине, проводя шпионскую работу в пользу польской, германской, японской и английской разведок.

3. Стремясь к захвату власти в СССР, подготовлял вооруженное восстание и совершение террористических актов против руководителей партии и правительства.

4. Занимался подрывной, вредительской работой в советском и партийном аппарате.

5. В авантюристско-карьеристских целях создал дело о мнимом «ртутном отравлении», организовал убийство целого ряда неугодных ему лиц, могущих разоблачить его предательскую работу.

А потом Ежова также «отправили на Луну». Но произошло это уже при Берии.


* * *

Лаврентий Павлович Берия начал свою деятельность на посту наркома внутренних дел многообещающе. В 1938 г. им было подписано постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». В соответствии с ним запрещались массовые операции по арестам и выселению, предписывалось производить аресты только по постановлению суда или с санкции прокурора, ликвидировались судебные «тройки». В результате из тюрем и лагерей скоре было освобождено немало безвинных людей. Напротив, отдавались под суд за безосновательные массовые аресты сотрудники правоохранительных органов. Однако в целом машина репрессий не замедлила свой ход, а стала лишь работать равномерней.



Наверное, можно сказать, что Берия был самым сильным из министров внутренних дел. Говорят, его опасался даже сам всесильный Сталин. Не зря он стал самым титулованным из наркомов НКВД, удостоился звания Маршала Советского Союза, четырех орденов Ленина и золотой звезды Героя соцтруда. Понятно, что основной труд его заключался в пополнении исправительно-трудовых учреждений, а потому он с легкостью побил рекорд Ежова по числу посаженных граждан. На третий год его руководства НКВД, в 1941 году количество заключенных в СССР достигло 1 976 тысяч человек. А к моменту возвращения после некоторого перерыва на пост руководителя органов внутренних дел, в 1953 г. составило 2 526 тысяч человек. Впрочем, в этот период Лаврентий Павлович, кажется, сам начал задумываться: а не переусердствовал ли он? И в результате затеял самую большую в истории страны амнистию.

После смерти Сталина он, имея далеко идущие планы, сначала в четвертый раз объединяет МГБ и МВД СССР, а потом вновь становится руководителем этого ведомства. Свое второе пришествие Берия снова ознаменует громкой «либеральной» акцией. 27 марта 1953 г. ПВС СССР принял Указ об амнистии, согласно которому подлежало освобождению из лагерей и колоний 1 181 264 человека. Были также сняты паспортные ограничения в 340 городах страны.

Однако довести свои планы до логического завершения Берии не удалось. Он уже вышел из доверия. 26 июня 1953 г. Лаврентий Павлович был арестован. А уже 23 декабря этого года ему зачитан приговор, согласно которому он обвинялся в заговоре с целью использования органов внутренних дел против Коммунистической партии Советского правительства, а также в множестве других преступлений. И в этот же день Берия был расстрелян.

Лаврентий Павлович тоже увековечил свое имя в народном творчестве.


Человек кричит на Красной площади:

— Долой тирана!

Его схватили и к Сталину. Берия спрашивает в лоб:

— Кого ты