Я всегда боялась звонить по телефону. Мне казалось, что я отвлекаю человека и ему неудобно разговаривать. Здесь же было ещё хуже – трубку человек может хотя бы не взять, а как скрыться от того, кто пристаёт к тебе на улице? Но нет, меня никто не обижал и не толкал, не грубил мне. Если человеку было некогда или неинтересно, он говорил об этом прямо и уходил. Незнакомые люди оказались не ужасными монстрами, а всего лишь людьми. Я продала 50 фонариков и с гордостью отдала Андрею деньги – их предстояло сдать боссу. У нас ещё оставались фонарики в пакете, но время подходило к 6 часам – это означало, что пора ехать в офис, ведь в компании действовало правило – нет опозданиям!
В офисе нужно было появляться строго не позже 18:30. Таково одно из правил успешного бизнеса: опоздания – это упущенные клиенты, сделки, деньги и демонстрация собственной несерьезности, а кто захочет иметь дело с несерьёзным человеком?
Когда мы зашли в офис, члены нашей команды поинтересовались, как дела, и я с гордостью сообщила о 50 проданных фонариках за день. «Ого, молодец какая!», «Новичкам везёт», «А ещё так сможешь?», «Повезло Андрею», «Давай Джуса!» – слышалось со всех сторон, а я радовалась и немного недоумевала, чему все так удивляются, наверняка они продали ещё больше. Я улыбалась, раздавала «Джуса» (давала «пять») и радовалась, что остаюсь здесь! Я – часть этой команды! Я здесь работаю!
Руслан Сергеевич похвалил меня и сказал, что можно отправляться домой. Я недоумевающе посмотрела на ребят, которые явно никуда не торопились.
«А у нас ещё собрание».
Мне до ужаса хотелось остаться. Было ощущение, будто мама уводит с праздника в самом его разгаре, но мне вежливо указали на дверь и пожелали отдохнуть и набраться сил перед завтрашним рабочим днём. Я вышла из офиса и поняла, что должна сделать всё, чтобы меня считали частью команды и брали на собрания.
4. Что может быть важнее зарплаты
Следующим утром я застала всё ту же распичёвку, а ещё мини-собрание, которое проводил лидер нашей команды – Алексей, а слушателями выступали мы: Андрей, Коля, Ильмир и я. Алексей был представительного вида мужчиной, рубашка и галстук безумно ему шли, а ещё он обладал умением красиво говорить, мотивировать и шикарным чувством юмора. В этом плане он походил на Руслана Сергеевича, и никто не сомневался, что он тоже станет боссом. Здесь существовала целая система. Руслан Сергеевич имел свою команду: людей, которых он обучил. Из них он воспитывал лидеров их собственных команд и у них это получалось – у Алексея были мы, у красавчика Миши – группа из 4 парней, у Виталика – 4 парня и 1 девушка, а я, строго говоря, была частью команды Андрея, которую он должен был собрать к концу июня и тоже стать лидером. Да, вы не ошиблись – это была пирамида. Но тогда я ничего не знала и к мнению взрослых и авторитетных людей – лидеров – прислушивалась с интересом.
Конечно, компания не занималась уличной торговлей небесными фонариками. Взрослые мужчины в классических костюмах, галстуках и начищенных ботинках брали пакеты с наборами кастрюль, сковородок, ножей, триммеров, разделочных досок и… шли по квартирам. Комплект из нескольких сковородок, пары кастрюль, набора ножей и разделочных досок стоил 5000 рублей. То есть было достаточно «отдать» один комплект и не бегать весь день, продавая фонарики, как делала я днём ранее. Вот только реально ли это? Меня ждало обучение от Коли – я поехала с ним в один из спальных районов города (естественно, после зарядки, командного собрания, общего собрания и дружных воплей «Поле порвём!!!» – т. е. отдадим весь товар и заработаем кучу денег (прим. автора)
Хотя 5 шагов общения с клиентом не менялись, на случай таких продаж тоже существовали свои правила. Большие чёрные пакеты с товаром ставились так, чтобы человек, выглядывающий из квартиры, их не видел. Стоять рядом с Колей мне тоже не следовало – охотнее дверь откроют одному человеку, а не толпе.
«Да что вы мне голову морочите!», «Я ничего покупать не буду!», «Уходите, а то сейчас милицию вызову!», «Да есть это всё у меня, молодой человек!», «Нет, кастрюли не нужны, а вот ножи хорошие… керамика, говорите?», «Я подумаю». У Коли на всё находился ответ. Он старался поднять людям настроение, неумело шутил, избегал конфликтов, кому-то даже продал пару шариковых ручек (они тоже входили в число товаров), но… Час шёл за часом, а о сделке не было и речи. Коля не унывал, напевал под нос мелодии русского рока и предлагал попробовать мне. Я пыталась, но… Лето. Будний день. 3 часа дня. Какова вероятность застать дома кого-то, кроме пенсионеров или детей? К тому же я не умела шутить с незнакомыми людьми и не понимала, как можно сделать вид, что ты пришёл не продавать, а просто пообщаться, но при этом всё-таки что-то продать. Я была похожа на базарную торговку с кастрюлями наперевес, которая просовывала их в щель между косяком и дверью в руки несчастным бабушкам и что-то лепетала о цене. В итоге Коля дал мне десяток фонариков, но в спальных районах они тоже как-то не шли.
Важно Я много ошибок сделала в то время по неопытности, но даже тогда я понимала, что если ты хочешь что-то продать (неважно, товар или услугу), необходимо учитывать контингент и местность. Центральная улица города, на которой местные жители просто прогуливаются (не говоря уже о туристах), гораздо больше подходит для продажи развлекательных мелочей, нежели спальные районы и тротуары, по которым люди спешат на работу или в магазин.
Вечером Алексей и Руслан Сергеевич единогласно решили, что я продолжаю обучаться у Андрея работе с небесными фонариками на улицах. Во-первых, пакеты с бытовой техникой гораздо тяжелее воздушных фонариков, во-вторых продавать фонарики у меня уже получалось, ну и к тому же я была девочкой 16 лет – а