– Дай ей сыграть! – кричали одни.
– Да, возьми ставку! – присоединялись другие.
У сдающего был взволнованный вид.
– Ну ладно, – сказал он. – Покажите мне свои деньги.
Эллин еще больше занервничала, поскольку не понимала, почему должна показывать деньги, ведь она в любом случае выиграет, но мужчина настаивал.
– Ну же, покажи ему деньги, – сказал кто-то позади нее.
Достав из бюстгальтера деньги, она вытянула стодолларовую банкноту и держала ее в руке перед собой.
– Выбирайте карту, – сказал сдающий, и Эллин сделала выбор. Казалось, все происходит словно в замедленной съемке, на самом же деле несколько следующих событий произошли очень быстро.
Сдающий перевернул карту, выбранную Эллин, – это оказалась бубновая семерка; потом соседнюю – трефовый король. Вдруг из задних рядов толпы кто-то закричал: «Копы!» Сдающий выхватил у Эллин стодолларовую банкноту, мгновенно собрал карточный столик и вместе с сообщниками буквально ввинтился в движущийся по улице поток туристов и отдыхающих. Эллин остолбенела. Она была в шоке. Она проиграла. Глаза ее были полны слез. «Деньги за квартиру», – прошептала Эллин. Кто-то из наблюдателей ушел, покачивая головой. Пожилая женщина в поношенном синем пальто попыталась успокоить Эллин и погладила ее маленькую дочку по голове. Женщина вытащила из своего кошелька 10 долларов и дала их Эллин. Несколько других прохожих сделали то же самое, но все эти жесты альтруизма и доброй воли не могли компенсировать Эллин утраченные деньги за жилье и стыд за то, что она попалась на один из самых старых мошеннических трюков. В этой афере, как и во многих других, мастерски используются основные свойства человеческой натуры, а в роли мишени выступает ничего не подозревающая жертва.
Тот факт, что от одного до двух процентов населения составляют психопаты, дает основания полагать (и даже быть почти уверенными), что большинство из нас в течение дня сталкиваются хотя бы с одним из них. Однако способность психопатов скрывать свою истинное лицо не позволяет нам отличать их от окружающих. И хотя мы действительно наблюдали описанную выше сцену на углу улицы одного из крупных американских городов, из-за отсутствия дополнительной информации невозможно определить, кто этот человек – психопат или просто мошенник. Нам известно только то, что это мелкий преступник (игра с тремя картами запрещена законом города), обманом заставляющий любопытных и доверчивых людей расставаться с деньгами. Туристы, вероятно, сочтут такое событие «сценой из жизни», о котором можно будет, вернувшись домой, рассказать друзьям, тем не менее было совершено преступление – это факт.
Неужели психопаты способнее нас?ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПСИХОПАТАМИДело в том, что некоторые способности психопатов, а точнее навыки, затрудняют распознавание их истинной сущности. Во-первых, у них есть талант «читать» и быстро оценивать людей. Психопат определяет, что человеку нравится и не нравится, а также его мотивы, потребности, слабые, уязвимые места. Он с легкостью играет на наших эмоциях. У всех людей есть болевые точки, на которые можно надавить, и психопаты в большей степени, чем другие, готовы это сделать (подробнее мы поговорим об этом в следующей главе).
Во-вторых, часто психопаты обладают превосходными навыками общения. Во многих случаях эти навыки скорее кажущиеся, чем настоящие, по причине готовности психопатов без промедления вступить в разговор, минуя любые социальные запреты, как правило, сдерживающие остальных. Психопаты пользуются тем, что для большинства содержание информации менее важно, чем форма ее подачи. Уверенная и агрессивная манера речи, нередко изобилующая жаргонными словечками, клишированными и броскими фразами, компенсирует отсутствие истинного смысла и искренности в их взаимодействии с окружающими. Этот навык в сочетании с убежденностью, что они заслужили все, до чего смогут дотянуться, позволяет психопатам в процессе коммуникации использовать информацию о человеке против него самого. Психопаты знают, что и как сказать, чтобы оказать на него влияние.
В-третьих, психопаты – мастера управлять впечатлением. Понимание психологии людей в сочетании с поверхностной, но убедительной беглостью речи позволяет им мастерски менять социальные маски и план игры, подстраиваясь под ситуацию. Психопаты известны способностью носить множество масок и менять их в зависимости от того, с кем взаимодействуют, внушая симпатию своим жертвам. Мало кто заподозрит, что имеет дело с человеком, который играет на его личностных особенностях и слабых местах. В великой карточной игре жизни психопаты знают, какие карты у вас на руках, и – мошенничают.
Исследователи, общавшиеся с известными психопатами, часто называют их социальными хамелеонами. Ради выживания хамелеон способен принимать окраску окружающей среды. Закрепившись на листе или ветке, он становится зеленым или коричневым, меняя цвет кожи, чтобы слиться с окружающей средой. Таким образом, под покровом самой природы эти существа остаются невидимыми для врагов и при этом могут незаметно подкрадываться к насекомым, которыми питаются. Это идеальные невидимые хищники. Подобно хамелеонам, психопаты способны долго скрывать от жертвы свою истинную сущность и намерения.
Разумеется, большинство из нас могут быть обаятельными, успешными и гибкими в социальном взаимодействии, оставаясь при этом честными людьми. Многие используют методы управления и манипулирования, чтобы внушить другим симпатию, завоевать доверие или получить желаемое. Нередко это происходит неосознанно, но порой и в результате подготовки, практики и планирования. Однако стремление (и совершение действий) понравиться и заслужить уважение необязательно говорит о нечестности или неискренности, ведь потребность в одобрении и признании окружающих для человека естественна. Социальное манипулирование превращается в лицемерие, если на самом деле вам безразличны чувства людей или вы пытаетесь воспользоваться их расположением в собственных интересах. Разница между поведением психопатов и непсихопатов состоит в стремлении первых несправедливо и бессердечно использовать окружающих. Психопатам безразлично, навредит ли человеку сказанное ими, если при этом они получат желаемое; кроме того, они умело притворяются. Все это в сочетании с развитыми навыками манипулирования объясняет, почему под обаятельной личиной трудно распознать психопата. (См. раздел «За кулисами: используйте то, что имеете» в конце этой главы.)
Впрочем, не все психопаты искусные манипуляторы. Для успешного взаимодействия с окружающими некоторым не хватает социальных или коммуникативных навыков либо образования, поэтому они прибегают к угрозам, принуждению, устрашению и насилию, стараясь навязать свою волю и получить желаемое. Но наша книга скорее не о них, а о тех, кто может и готов использовать свое «убийственное» очарование для обмана и манипулирования людьми. Однако если обаяние не дает нужного результата, психопаты без труда переходят к скрытому или явному запугиванию. (См. раздел «За кулисами: преступники в “красных воротничках”» в конце этой главы.)
Психопатия и нарциссизмСледует отметить, что психопатия – расстройство личности, а это не то же самое, что психическое заболевание. У человека с расстройством личности формируются стереотипные способы реагирования, применяемые им для решения большинства проблем, с которыми он сталкивается. Здоровые люди обладают целым диапазоном моделей поведения и используют наиболее эффективную в сложившейся ситуации.
Из-за