Именно тогда я понял, что смогу добиться куда большего и заниматься более осмысленной работой, если направлю свои усилия в СМИ и на профилактику здорового образа жизни. Я вышел из-под огня стресса, и моя жизнь стала просто прекрасной.
Какой из этого следует урок? Иногда нужно перестать ходить по кругу, нужно понять, что стресс, который мы сами на себя навлекаем, можно устранить одним простым решением.
Глава 2
Глоток бесконечности: искусство владения временем
У Эшли двое маленьких детей. Когда ее младшенький пошел в садик, она вышла работать на полную ставку и с тех пор все пытается войти в ритм. Она так и не восстановила силы после четырех лет постоянного недосыпа, и все это время ее жизнь – непрекращающийся неравный бой. У нее никогда и ни на что нет времени.
В институте Эшли училась по специальности «налоговое планирование», и она рада снова заняться своей карьерой, но планировать свои дни ей становится все труднее. Теперь она встает в полшестого утра, чтобы провести примерно 25 минут на беговой дорожке до того, как проснутся дети. Как только они просыпаются, вокруг воцаряется хаос: нужно одеть их и накормить, посадить в машину, отвезти в школу и сад, а затем по пробкам добраться на работу к половине девятого. Она часто опаздывает и уже не помнит, когда в последний раз сама садилась за стол, чтобы спокойно позавтракать.
Работа у нее напряженная, и в последнее время Эшли пьет все больше кофе, потому что чувствует, что мысли у нее в голове путаются. Постепенно ей в душу закрадывается чувство вины, потому что она ощущает личную ответственность за советы, которые дает людям, доверившим ей свои в поте лица заработанные деньги. Недавно она упустила в одном документе кое-какую деталь, и это едва не стоило ее клиенту кучи денег, а ей самой – жесткого выговора от начальника.
Недавно детей из школы и сада начал забирать муж Эшли, потому что она не успевает вовремя уйти с работы. Это немного облегчило ситуацию, но к том у времени, как Эшли добирается по пробкам домой, ей уже пора готовить ужин, купать детей и укладывать их спать. Выпотрошенные, Эшли и муж падают на диван перед телевизором и смотрят пару передач или серий сериала, а потом отправляются спать. Она пытается читать в кровати, но обычно отключается на первых четырех страницах. На тумбочке возле подушки Эшли возвышается стопка из одиннадцати книг, и эта стопка растет быстрее, чем Эшли успевает читать, что приводит к еще большему чувству вины и стрессу. Она и муж слишком устают, чтобы заниматься сексом.
Эшли видит яркие сны, так что спит она беспокойно. Она пытается урвать несколько лишних часов сна в выходные, но либо у детей спортивные соревнования и праздники, либо они должны идти в гости, либо в гости заезжает кто-то из родных, в общем, ей снова приходится быть на ногах и развлекать других.
Эшли не хватает энергии, так что она берет ее взаймы (при помощи кофе и стимулирующих веществ) у завтрашнего дня, чтобы пережить день сегодняшний. Ей не хватает времени, и она страдает от отсутствия внутреннего пространства для отдыха и восстановления. Добавим сюда чувство вины от того, что она хочет больше заниматься йогой, пройти наконец те курсы повышения квалификации на работе и обзвонить всех своих подружек… Эшли не знает, что ей делать, и конца этому не видно.
Она страдает от синдрома нехватки времени.
ПРОБЛЕМАМы все перегружены; дел у нас слишком много, а времени слишком мало. Мы страдаем от синдрома нехватки времени. Это значит, что мы беремся сделать много дел в такой промежуток времени, который физически не позволит нам выполнить все задуманное. Синдром нехватки времени приводит к стрессу и мукам нечистой совести. Он отягощает душу. Мы в совершенстве овладели умением впихнуть в свой день такое количество дел, что даже просто выйти из дому нам уже трудно.
Отдыхать и расслабляться в нашем обществе неприемлемо, это считается признаком слабости. Продуктивность – вот что главное. Не имея времени, чтобы прийти в себя, мы пытаемся затолкать в свои дни еще больше дел, растягиваем их до невозможных пределов и постоянно нервничаем, что опаздываем и не успеваем все сделать. Мы не жалеем себя, мечтая, что когда-нибудь потом наступит время, когда мы все, наконец, доделаем и сможем замедлить темп, но ничего не делаем для того, чтобы это время наступило.
Ваше «потом» ни за что не изменится, если ваше «сейчас» тонет в хаосе.
Одна старая поговорка гласит: как мы делаем что-то одно, так мы делаем и все остальное. Если вы не можете расслабиться и наслаждаться моментом прямо сейчас, то ваши дела плохи. Большинство людей откладывают дела на потом так часто, что у них нет никакого шанса когда-нибудь нагнать собственные планы. Это приводит к неприятному чувству незавершенности, которое питает постоянное беспокойство, и это беспокойство нас никогда не покидает.
Время – деньги, и время на исходе.
Матери волнуются о детских днях рождения. Дети завалены домашними заданиями. Отцы бреются, держа на руках младенцев. Собаки недостаточно гуляют, а мы потом удивляемся, почему они грызут нашу мебель…
Каким-то образом промышленность и бизнес с их страстью к успешности и инновациям заставили нас поверить, что мы должны ко всем сферам своей жизни подходить с одной меркой и постоянно гнаться за оптимальной эффективностью. Это мнение прокралось в самые популярные мемы нашего общества, и оно дорого нам обходится. Нервные срывы стали нормой. Продавцы успокоительных таблеток процветают. Фармацевтические компании ежегодно зарабатывают миллиарды долларов и скупают радиостанции, чтобы продолжать сливать нам в мозг свои помойные рекламные ролики.
Что они пытаются нам внушить? «У вас нет времени, чтобы остановиться, так что примите вот эту дрянь и бегите дальше, простофили».
Время ускоряется с появлением новых технологий, и все мы чувствуем, что не поспеваем за ним. Всегда есть что-то новенькое, о чем мы еще не слышали, – технологическая новинка, новый ресторан, новый конкурент в бизнесе, в общем, слишком много всего в слишком сжатый срок. Мы купились на такое виденье мира, в котором нам нужно выглядеть занятыми, иначе мы ничего не значим. Нам нужно