— Нервничаешь, что ли? — толкнула его под локоть Алиси. — По себе знаю, каково это! Я была так напугана, когда прилетела сюда впервые, что думала: в трусики наложу… а ведь на мне их нет. Но Голубой просто великолепен; он тебе понравится.
Лисандер сомневался.
— И мы сможем быть вместе, — весело продолжала она. — Я всё тебе здесь покажу. Голубой позволяет новоприбывшим экскурсии, чтобы легче было влиться в общество.
Это звучало привлекательней. Чем больше времени у него будет до того, как приступить к выполнению миссии, тем лучше окажется результат.
Он полагал, что их пригласят в строго официальную комнату, где гражданин проинтервьюирует его по видео. Но нет. Вместо этого их впустили внутрь общих апартаментов, где Гражданин Голубой с Шиной уже ждали во плоти.
Шина ступила вперёд и обняла Алиси, как дорогую подругу. Шина была роботом, но это едва ли ощущалось; выглядела она обычной женщиной.
— Как ты слетала домой, милая? — поинтересовалась хозяйка дома.
— Всё было здорово! — со своим обычным энтузиазмом откликнулась та. — И мама тоже: «Тебе надо больше есть, ты же худенькая, как спичка!». Это было забавно; сама она так поправилась, хотя всё ещё симпатичная.
— Не слушай её, — улыбнулась Шина. — Мужчины предпочитают худеньких. И раз уж мы о них заговорили… это и есть твой новый молодой человек? — Её взгляд устремился на Лисандера.
— Да, примерно часовой давности, — сказал тот. — Она помогала мне адаптироваться.
— Она это любит, — согласилась Шина. Затем повернулас назад к Алиси. — Пойдём, познакомимся заново с Агнес. Пусть пока мужчины побеседуют наедине.
Две обнажённые женщины ушли в другую комнату, оставив Лисандера с гражданином. Голубой был крохотным человечком, на голову ниже обычных мужчин, хотя и не такой маленький, как карлик. На нём была рубашка с отложным воротом и брюки; обувь напоминала шлёпанцы. На любой другой гуманоидной планете его заклеймили бы человеком среднего класса. Здесь же наличие одежды само по себе являлось признаком высокого статуса.
Но даже будь Голубой обнажён, манера держаться выделяла бы его из толпы. В нём чувствовалась власть, не позволявшая игнорировать его присутствие. Лисандер полагал, что это свойственно гражданам вообще, но этому — в особенности, ведь он знал, что перед ним далеко не обычный гражданин. Его называли ведущей фигурой планеты. Вот почему его доступность изумляла. Конечно же, за ними наблюдали телохранители — или киллеры с лазерными пушками наготове; гражданин никогда бы не вышел открыто на милость постороннего.
— Присаживайся, Лисандер, — предложил Голубой и занял одно из кресел самолично.
Лисандер сел напротив, на один из простых пластиковых стульев. Визит не носил гостевой характер; его собирались интервьюировать на вакантную должность. Своего рода критический тест. Если бы Голубой только заподозрил об истинной его миссии…
— Твоя встреча с Алиси не случайна, — сказал Гражданин.
Ну вот, началось.
— Нет, сэр, — согласился Лисандер.
— Объясни, пожалуйста.
— Я прошёл спецтренинг. Моя планета — то есть власти — хотели бы обновить свои компьютерные технологии. Особенно их интересуют наделённые сознанием роботы. Они считают, что поможет солидный опыт работы с продвинутыми системами. Узнав, что на Протон возвращается девушка — служанка семьи с двумя такими роботами, они решили, что это прекрасная возможность, и её нельзя упустить. Поэтому они организовали мне место рядом с ней, зная об её склонности к красивым мужчинам.
— А тебя создали красивым, — кивнул Голубой.
— Да, сэр. Моё тело — тело андроида, выстроено согласно идеальным гуманоидным формам. Мой мозг принадлежал животному, так что я не страдаю типичной дисфункцией андроидов.
— Ты использовал Алиси в качестве возможности трудоустроиться?
— Нет, сэр. То есть, моим намерением было подружиться с ней и получить лучший доступ к тем, кто находится у власти, для гарантии трудоустройства по специальности. Известно, что вы поддерживаете тех, кто на вас работает, поэтому ощутив, что её состояние улучшится от моего пребывания на этой планете в качестве раба, организуете его. Но работать на вас самого…
— Она удивила тебя своей готовностью помочь, — проницательно заметил Голубой.
— Да, сэр.
— Твоё досье проверено. Мы можем воспользоваться твоими навыками. Но я уделю особое внимание твоим отношениям с Алиси. Она уязвима для мужчин, которые любят эксплуатировать женщин. У неё душа нараспашку, согласно одной нашей древней поговорке, но это не значит, будто она недостойна любви. Каковы твои намерения?
— На данный момент я не связан с ней эмоционально, сэр. Прикажете с ней расстаться, так и сделаю.
— Я не отдаю подобных приказов.
— Тогда я предпочёл бы исследовать предлагаемые ею перспективы, сэр. Я неопытен в социальном и сексуальном взаимодействии, поскольку был создан всего пару лет назад и большую часть времени провёл в теоретическом обучении. Думаю, она может показать мне много всего, доселе неизвестного.
— А что будет, когда ты наберёшься практического опыта?
— Она уведомила меня, что её отношения, в основном, кратковременны, поскольку мужчины выбирают более интеллигентных женщин. Моя специальность интересует меня больше социальных взаимодействий. Я не вижу причин порвать с ней, если только она не пойдёт на это первой.
— Подобные вещи непредсказуемы, — пожал плечами Гражданин. — Я любил настоящую женщину, но потом утратил эту любовь и сошёлся с Шиной. Если твой интерес угаснет, ты волен поступать, как вздумается. Я лишь прошу тебя дать Алиси шанс, и если у тебя появится желание сменить девушку, обойтись с ней помягче.
— Я так и сделаю, сэр.
— В таком случае иди и прогуляйся по планете, — кивнул Голубой. — Алиси покажет тебе достопримечательности. Ознакомься с нашими особенностями, прежде чем приступить к своим обязанностям.
— Но сэр, со всем уважением, у меня всего три дня, чтобы найти работодателя. Если я упущу возможность…
Голубой остановил его, подняв ладонь.
— Прошу прощения, Лисандер. Я думал, ты меня понял. Ты зарегистрирован в качестве моего раба. Моё предложение носит характер приказа.
На мгновение тот потерял дар речи и лишь молча глазел на своего нового работодателя.
Гражданин улыбнулся.
— Для тебя всё здесь внове. Вот почему следует ознакомиться с нашей культурой. Позволь предупредить тебя прежде, чем это сделает Алиси: когда гражданин говорит с тобой, воспринимай его слова буквально. Никогда не возражай, если только у тебя в рукаве нет козыря, о котором он не осведомлён, и который изменит обстоятельства. В любой другой ситуации просто не замечай граждан, но не становись у них на пути.
— Извиняюсь за нарушение правила, сэр, — смутился Лисандер.
— И не извиняйся перед гражданином; таким образом ты раздуваешь их мухи слона.
— Да, сэр, — снова покраснел тот.
— И вообще молчи, пока у тебя не потребуют ответа.
Лисандер промолчал.
Голубой рассмеялся.
— Не обижайся. Я просто наглядно демонстрирую тебе особенности здешней культуры. Пойдём, присоединимся к дамам. — Он поднялся, и Лисандер тут же последовал его примеру.
Голубой взглянул на него.
— Я велел тебе встать?
— Нет, сэр, — поспешно отозвался Лисандер, вновь садясь.
— Но подтекст был именно таков. Я пригласил тебя составить компанию нашим дамам, что ты нашёл бы затруднительным,