– Когда у тебя химия? – спросила я, пытаясь сообразить, что делать.
– Через два урока, – сообщила Джейми. Она замолчала, и ее дыхание начало возвращаться к привычному ритму. Затем я увидела, как исчезает ее напряжение, когда она с надеждой добавила: – Возможно, мой папа сможет забрать меня домой.
Когда я услышала облегчение в голосе Джейми, представившей побег из школы, я вспомнила главный принцип своего психологического образования и поняла, что если помогу Джейми избежать теста, то окажу ей медвежью услугу.
Примитивные инстинкты убеждают людей убегать от угрозы. Бегство – неплохая идея, особенно если в качестве угрозы выступает горящее здание, небезопасная пивная вечеринка или агрессивный прохожий. Но зачастую в бегстве нет ничего хорошего, потому что, согласно принципу теоретической психологии, избегание лишь усиливает тревогу.
Избегание не просто раздувает тревогу. В первую очередь уклонение от угрозы вызывает приятные чувства. Фактически избегание работает как удивительно мощное и быстродействующее лекарство. Джейми стало лучше, когда она просто подумала о том, что отец спасет ее от теста по химии. Но краткосрочное облегчение, которое принесет избегание теста, вскоре уступит место страхам о предстоящих контрольных. К тому же уклонение от наших страхов не дает нам осознать, насколько они раздуты. Если бы Джейми нашла способ пропустить тест, она лишила бы себя возможности понять, что в нем нет ничего страшного.
На самом деле, если человек постоянно избегает источник своего страха, у него может развиться полноценная фобия. Представьте себе девушку (назовем ее Джоан), которая боится собак. Вот Джоан идет по улице, видит собаку на своем пути, и ее охватывает такой ужас, что она переходит на другую сторону. Ей становится лучше, и теперь она всегда переходит на другую сторону улицы, как только замечает собаку. Но из-за этого у Джоан никогда не будет возможности встретить дружелюбную собаку. Она будет избегать всех собак, потому что знает, что ей спокойнее на душе, когда она держится от них подальше.
Психологи знают, как справиться с фобиями. Применяя их знания на практике, девушки вроде Джоан смогут преодолеть свои раздутые тревоги. Чтобы избавиться от страха, нельзя в страхе отступать.
Как мы помогли бы Джоан избавиться от фобии собак? Это довольно просто. Мы научили бы ее базовым техникам релаксации и обсудили, как ей подойти к собаке, не впадая при этом в панику. С помощью приема, который называется постепенной экспозицией, мы помогли бы Джоан наладить контакт с собаками. Для начала она просто смотрела бы на фотографии собак, применяя при этом техники контролируемого дыхания. Затем мы попросили бы Джоан встать на расстоянии ста метров от собаки, а затем подводили бы собаку все ближе. Со временем Джоан полюбила бы собак или, по крайней мере, начала бы спокойно относиться к ним.
Но вернемся к Джейми. Я собралась с силами и мягко сказала:
– Подожди, давай не будем звонить твоему папе. Думаю, мы сможем разобраться вместе.
Джейми явно не понравилось, что я собиралась помешать ее планам, но мысли о побеге из школы уже расслабили ее, и мы смогли продолжить разговор.
– Что случилось? – спросила я. – У тебя проблемы с химией?
– Нет, но я не поняла тему, по которой будет тест, – ответила девочка.
– Ты сказала об этом учительнице?
– Да, и она мне очень помогла, – призналась Джейми. – Но я все равно не уверена, что сдам тест.
– Понимаю, почему ты напугана, – ответила я. – И я понимаю, почему ты пришла ко мне. Но я боюсь, что ты почувствуешь себя еще хуже, если не разберешься с проблемой. – Джейми вздохнула, и я продолжила: – Почему бы тебе не встретиться с учительницей по химии перед тестом и не попросить объяснить сложные моменты? Если она не сможет, найди обучающий ролик в интернете по темам, которые тебя беспокоят. И самое главное: я хочу, чтобы ты сдала сегодня тест, даже если тебе кажется, что у тебя не получится.
Джейми неохотно согласилась. Через несколько дней я встретила ее в коридоре школы и спросила, как все прошло.
– Я не смогла встретиться с учительницей перед тестом, и мне кажется, что я сдала его не очень хорошо, – поделилась девочка. – Но перед уроком несколько моих одноклассниц спрашивали учительницу о тех же вещах, которые не понимала я, поэтому она сказала, что мы разберем эти темы еще раз и сможем пересдать тест, чтобы улучшить оценку.
– Звучит неплохо, – сказала я почти вопросительным тоном.
– Да, – согласилась Джейми. – Совсем неплохо. Я думаю, все будет отлично.
Если ваша дочь хочет, чтобы вы встали между ней и ее страхом, сопротивляйтесь внутренним инстинктам – защитному импульсу спасти ее. Лучше помогите ей справиться с источником тревоги. Например, если девочка говорит, что не сможет выступить на фортепианном концерте, определите, что она сможет сделать. Сможет ли она сыграть сейчас для вас, думая при этом о концерте? Может ли она пригласить подруг и поиграть для них? Может ли она поговорить со своим учителем и узнать, что произойдет, если она передумает выступать? Может ли она выйти на сцену и на месте решить, какую часть произведения она сможет сыграть? Если эти варианты будут отклонены, поговорите с учителем дочери и узнайте, где она может запнуться и над чем надо еще поработать. Другими словами, помогите девочке преодолеть угрозу, а не сбежать от нее. Вашей дочери вряд ли понравится такой подход, но моментальное облегчение, которое она испытает, избежав угрозы, не стоит гарантированного обострения ее тревоги в будущем.
Как пережить нервный срыв
Возможно, вы хотите, чтобы ваша дочь разобралась со своими страхами напрямую. Возможно, вы уже поделились с ней полезными мыслями о том, как преодолеть неприятную ситуацию. Скорее всего, вы, как и большинство родителей, столкнулись с тем, что бывает, когда пытаешься помочь дочери справиться со стрессом: она назвала все ваши идеи бесполезными и отклонила их. В воспитании детей много милых моментов, но это точно не один из них. На самом деле это очень неприятно: вы пытались поддержать переживающего подростка, а он расстроился еще больше. Что же делать?
Ваша дочь демонстрирует вам свою беспомощность, заставляя вас ощутить то же чувство. Существует масса способов поделиться чувствами. В лучшем случае мы описываем свои эмоции заботливым, поддерживающим нас людям, зная, что они проявят теплоту и сострадание. В худшем случае эмоции накрывают нас с головой, и мы взрываемся, просто заставляя окружающих почувствовать их. Так бывает, когда мы злимся и выходим из себя. То же самое происходит, когда девочка вынуждает любящих родителей испытать ее чувства.
Попытки помочь, утешить или дать совет человеку, которым овладел стресс, вряд ли помогут (обычно призывы успокоиться только усугубляют ситуацию). Если вы действительно хотите