Другими словами, девочка должна отнестись к своим неприятным ощущениям серьезно и спросить себя: «Почему сработала моя аварийная сигнализация?» Люди привыкли отрицательно относиться к тревоге и подобным негативным чувствам, поэтому нам нужно научить девочек воспринимать тревогу как защитный механизм.
Как работает тревога
Страх – мощное эмоциональное переживание, которое иногда кажется неконтролируемым. Но психологи определили, что на самом деле тревога представляет собой весьма предсказуемую и хорошо организованную реакцию, которая активизирует внутренние системы нашего организма. Во-первых, гормоны стресса запускают биологическую реакцию под названием «бей или беги». Адреналин ускоряет сердцебиение, замедляет работу пищеварительной системы и расширяет дыхательные пути, чтобы направить больше кислорода в наши активно работающие мышцы. В ответ на сигналы, поступающие в наши легкие из центральной нервной системы, дыхание ускоряется и становится более прерывистым. Зрачки расширяются, чтобы мы могли видеть объекты на большом расстоянии. Как только опасность миновала, не менее сложная реакция вводит организм в спокойное состояние. Вот почему после периода паники нам хочется в туалет: просто наша пищеварительная система снова заработала. Как бы мы ни относились к тревоге, стоит признать, что она запускает в организме человека удивительное биологическое представление.
Одновременно с этим активизируются наши эмоции. В моменты тревоги мы испытываем волнение, страх или ужас, а некоторые – еще и раздражение. Когда подключаются эмоции, в игру вступает наша когнитивная, то есть мыслительная система. Серьезные умственные процессы выключаются, и мы начинаем внимательно «сканировать» окружающую среду, чтобы получить больше информации об угрозе. Услышав странный шум в квартире, мы прислушиваемся и одновременно спрашиваем себя: «Не забыл ли я закрыть дверь? Вдруг кто-то пытается меня ограбить?» В других ситуациях тревога полностью отключает мышление или порождает необоснованные ощущения преувеличенной опасности: «Ко мне ломится серийный убийца!»
Последней запускается система действия. Человек, которого испугали странные звуки ночью, может спрятаться с головой под одеялом, набрать телефон экстренных служб или выйти в коридор с бейсбольной битой.
Тревожные переживания приносят ощутимую пользу (например, помогают обнаружить, что мы просто забыли закрыть дверь), являясь биологической, эмоциональной, психологической и физической тренировкой. Если же наша аварийная система не работает должным образом и часто выходит из-под контроля, мы быстро почувствуем себя вымотанными. В таких ситуациях психологи диагностируют тревожное расстройство. Тревожные расстройства и методы их лечения
Многочисленные причины, по которым наши аварийные системы приходят в негодность, могут вызвать тревожные расстройства, и выявлять их приходится специалистам. Если сигнал тревоги срабатывает постоянно: иногда звучит громко, иногда тихо, – это говорит об общем тревожном расстройстве (ОТР). Дети и взрослые, страдающие ОТР, испытывают беспокойство, которое невозможно контролировать. Они постоянно обдумывают свои опасения: возьмут ли меня в команду по гимнастике? Не вызовут ли меня к доске? Не уволят ли меня? Постоянный звон колокольчика тревоги вызывает проблемы со сном, концентрацией и, разумеется, способностью чувствовать себя спокойным и счастливым.
При других расстройствах аварийная система срабатывает реже, но буквально оглушает в ответ на конкретные угрозы. Тревожное расстройство, вызываемое разлукой, социофобия и специфические фобии вызывают стресс особого рода, изнуряющий и подрывающий здоровье человека. Это происходит, когда кто-либо расстается с близкими, оказывается среди большого количества людей или попадает в ситуацию, которая вызывает у него нешуточный страх. Маленькие дети часто скучают по своим родителям, а многие подростки не любят выступать перед большой аудиторией… Страхи есть у каждого из нас, поэтому врачи диагностируют тревожное расстройство, лишь когда переживания человека не соответствуют угрозе или мешают вести полноценную жизнь. К примеру, одно дело – не любить пауков, но совсем другое – пропустить важную встречу только из-за того, что она должна состояться в старом здании, в котором вполне реально столкновение с одним из этих существ.
Если аварийный сигнал оглушает нас без видимых причин, это говорит о панической атаке. Это вовсе не шуточное название: паническая атака – резкая вспышка страха, при которой физические симптомы тревоги настолько интенсивны, что человек может решить, что он сходит с ума или умирает. Исследования показали, что около четверти людей, оказавшихся в реанимации из-за боли в груди, испытывали паническую атаку, а не сердечный приступ. Панические атаки проходят быстро – как правило, за двадцать минут. Они могут начаться в стрессовой ситуации – например, во время собеседования при приеме на работу, о которой вы давно мечтали, а могут возникнуть без явных причин.
Стоит отметить, что они очень распространены. В определенные моменты жизни 30 % людей чувствуют вспышку интенсивной тревоги, которая вызывает тошноту, головокружение, оцепенение, звон в ушах, ощущение оторванности от реальности, озноб, повышенное потоотделение и страх из-за возможной смерти или безумия. Хотя в панической атаке нет ничего приятного, психологи диагностируют паническое расстройство только в том случае, если подобные атаки происходят постоянно, вынуждая человека бояться очередной вспышки тревоги или подстраиваться под них. Иногда люди начинают избегать ситуаций или мест, в которых они пережили паническую атаку, – например, сторониться спортивных залов или вечеринок.
Несколько лет назад мне неожиданно позвонила подруга детства, которая жила на тот момент в Денвере, штат Колорадо. Она и ее семнадцатилетняя дочь отправились в Санта-Фе – город, находившийся в шести часах езды в штате Нью-Мексико. Девушка собиралась провести лето в этом городе, подрабатывая на местном музыкальном фестивале.
Рассказав об этом, подруга продолжила:
– Мы были в пути, как вдруг моя дочь резко изменилась в лице. Она задрожала, сказав, что задыхается и испытывает страх, но не знает почему. Минуту назад с ней все было в порядке, а потом она признается, что сходит с ума! Сейчас все хорошо, но она в потрясении.
Я задала несколько вопросов и сделала вывод:
– Судя по твоим словам, твоя дочь пережила классическую паническую атаку. Они очень неприятны, но безвредны.
Моя подруга вздохнула с облегчением, но хотела узнать, что им теперь делать.
– Возможно, мне стоит рассказать о случившемся организаторам фестиваля, вернуться домой и записать дочь к врачу, – сказала она.
– Нет, – возразила я. – Думаю, вам не стоит отменять поездку. Панические атаки случаются, но не стоит уделять одному инциденту столько внимания.
Я рассказала подруге о том, как сама испытала паническую атаку. В те годы я преподавала в университете. Я обсуждала результаты тестирования одного из своих студентов с его отцом, который был вовсе не рад узнать, что его гениальный сын получил не самую хорошую оценку. До сих пор помню свои тогдашние ощущения: я просто выбежала в ужасе из комнаты. К счастью, это больше не повторялось.
– Хорошо, – ответила подруга и неуверенно добавила: – Знаешь, у моей тети были подобные вспышки тревоги. Ты уверена, что нам не стоит обращаться к врачу?
– Панические атаки