– Звучит просто, – призналась моя коллега.
– Так и есть, – согласилась я. – И эта практика наиболее эффективна, когда она уже отработана. Когда я рассказываю о ней девочкам, то всегда привожу в пример игроков в теннис, которые делают десятки бросков, чтобы найти подходящий ритм. Техника дыхания работает так же. Практика «квадратного дыхания» очень проста, но она сработает на «отлично», если войдет в привычку. Тогда твоя дочь сможет применить ее в любой момент, если почувствует страх.
– Значит, я помогу ей успокоиться, и это хорошо, – признала подруга. – Но мне кажется, что она все равно будет переживать.
– Тогда вместе обсудите ее страхи, – посоветовала я. – Как правило, тревога появляется, когда мы переоцениваем ситуацию и недооцениваем свою способность справиться с ней.
– Она очень боится, что не сможет заснуть, – сказала подруга.
Тогда я предложила:
– Скажи ей: «Наверное, заснуть у твоей двоюродной сестры будет сложнее, чем дома, но, я думаю, ты так устанешь, что выключишься за секунду». Тебе нужно признать ее переживания и помочь понять, что, скорее всего, она преувеличивает.
– Хорошо, – согласилась подруга. – Но она возразит мне, что боится не выспаться и на следующий день будет сонной.
– Мы называем это катастрофизацией – представлением худшего возможного исхода, – сказала я.
– О да, – с улыбкой ответила подруга. – Иногда моя дочь только этим и занимается.
– Скажи ей, что даже если она не заснет, то на следующий день просто будет чувствовать себя уставшей и ляжет спать пораньше, – предложила я. – Говори об этом спокойно: тем самым ты покажешь, что в этом нет ничего серьезного.
– Если честно, я не думаю, что она купится на это, но я попробую, – сказала подруга.
– Хорошо, – кивнула я.
– И еще один вопрос… – неуверенно добавила подруга. – Я знаю, что когда она приедет к двоюродной сестре, ей захочется позвонить мне, чтобы я поддержала ее и сказала, что все будет хорошо. Нужен ли этот звонок?
– Нет, – быстро возразила я. – Это не самая удачная идея.
Я объяснила, что тревога заставляет нас стремиться к моментальному облегчению – например, просить поддержки или пытаться контролировать то, что нас беспокоит. Но эти привычки не помогут нам в долгосрочном плане, потому что они лишь укрепят в нас мысль: что что-то может пойти не так.
– Скажи ей, что она может позвонить тебе перед сном, чтобы пожелать спокойной ночи, – посоветовала я. – Если она начнет переживать, то пусть воспользуется техникой «квадратного дыхания», чтобы расслабиться.
Моя коллега погрустнела.
– Вряд ли она выдержит, но я знаю, что ей очень хочется отправиться на ночевку, – сказала она.
– Не волнуйся, – ответила я. – Даже если у нее не получится, эта ночевка – не последняя в ее жизни. Она поймет, что тревога не управляет ею, когда научится успокаиваться и будет подвергать сомнению свои переживания и тревожные мысли.
Остановить цунами тревоги
Если мы позволим девочке относиться к стрессу и тревоге как к чему-то опасному, то она будет переживать из-за своих переживаний и волноваться из-за своего волнения. Мы должны научить наших дочерей держать стресс и тревогу под контролем. Для этого нужно объяснить им, что это нормальная и здоровая часть нашей жизни. Если же стресс и тревога выходят из-под контроля, тогда нужно воспользоваться своими знаниями о том, как поставить их на место.
Следует помнить, что стресс и тревога обладают свойством накапливаться. Их общий уровень в нашей жизни со временем повышается и обрушивается на нас, как цунами. Даже в благополучных жизненных условиях человек зачастую испытывает тревогу, пусть и незначительную. Мы пробираемся сквозь повседневные неурядицы, а в некоторые моменты нас сбивает с ног целый обвал проблем. Иногда источником серьезного стресса может оказаться какое-нибудь незначительное обстоятельство (например, нам неожиданно звонит школьный врач), но очень скоро обнаруживается, что наша обеспокоенность была излишней (когда мы узнаем, что наша дочь просто ударилась головой на физкультуре и отделалась лишь испугом).
Цунами тревоги захватило многих девочек. В этой книге вы узнаете о его источниках и о том, как защитить свою дочь и самим не захлебнуться в его волнах. В следующих главах мы рассмотрим пять источников стресса у девочек: их общение с семьей, с другими девочками, с мальчиками, с одноклассниками, а также жизнь в обществе в целом. Мы узнаем, как ослабить стресс и тревогу, которые порой угрожают нашим дочерям. Глава 2
Девочки дома
Когда что-то в жизни идет не по плану, наши дочери не сразу признаются в этом родителям. Однако именно от реакции родителей зависит то, как ситуация будет развиваться: исправится или усугубится.
В этой главе мы рассмотрим повседневное общение взрослых, которые руководствуются лучшими побуждениями, и их нервозных дочерей. Мы узнаем, как не нужно себя вести и почему, а также разберем проверенные стратегии, которые помогут девочкам управлять своими переживаниями и тревогами в краткосрочном и долгосрочном плане. Избегание подпитывает тревогу
Однажды мне довелось беседовать с ученицей школы «Лорел», и этот разговор отражает всю суть общения родителей и их дочерей. Я возвращалась в свой кабинет из столовой, и вдруг ко мне подбежала Джейми, десятиклассница. Я знала ее как жизнерадостную девушку, но теперь она была практически в панике.
– Доктор Дамур, у вас найдется минутка? – спросила она.
– Конечно, – ответила я. Я собиралась ответить на скопившиеся электронные письма, но была только рада изменить свои планы. Мы с Джейми пошли в мой кабинет, который ученицы школы называют офисом Гарри Поттера. Он, как и комната Гарри в доме Дурслей, спрятан под лестницей в бывшей кладовке. Как бы странно это ни звучало, я считаю местоположение своего кабинета идеальным. Он находится в центре здания, но практически полностью скрыт от глаз, и девочки или их родители могут приходить ко мне тайком от окружающих.
Когда я поинтересовалась у Джейми, что произошло, она расплакалась. Она положила одну руку на живот, другой вцепилась в подлокотник кресла и начала задыхаться. Хотя я привыкла к общению с очень расстроенными девочками, здесь я была удивлена тем, как быстро Джейми расклеилась. Было очевидно, что она едва сдерживала себя до того момента, как оказалась в моем кабинете. Теперь же ее внутреннюю плотину прорвало, и эмоции вырвались на свободу.
– Я не сдам сегодняшний тест по химии, – вырвалось у нее. – Я не готова. Я завалю его и испорчу свои оценки. Я не справлюсь. – Затем она замолчала, сделала глубокий вдох и спросила: – Не могли бы вы прикрыть меня? Написать записку об освобождении?
Я оказалась в ловушке. У меня нет прав освобождать учениц школы от тестов. Моя задача – поддерживать девочек, а не перестраивать их учебную программу. В то же время я