13 страница из 19
Тема
вы помните, что этот источник больше всего ценится теми из нас, кто занимается шпионским ремеслом. Отчасти это объясняется большой наблюдательностью источников информации, а также тем, что их крайне мало: это не та сфера, которая сильно привлекает людей.

Источник, о котором идет речь, привлек наше внимание тем, что был знаком с Теренсом Бонни, восточноевропейским шпионом (о нем я рассказывал в предыдущей главе).

После разоблачения — моими усилиями — Бонни был отозван на родину. Ходили слухи, что его уличили в сокрытии доходов и теперь он трудится в каких-то холодных и мрачных краях.

На том этапе моей карьеры я испытывал некоторое удовольствие от его краха. Позже, когда я уже создал свой код доверия — и благодаря ему новый взгляд на мир, — меня уже не радовали страдания других. Они тоже достойны сочувствия, ведь — нужно признать — все мы порой терпим неудачи.

Тот самый источник, знакомый с Бонни, как часто бывает в тесном мире международной разведки, был также замечен в компании военного агента, работающего на одну из бывших советских республик, которая уже не желала быть республикой. Она хотела стать самостоятельным государством. Не буду раскрывать всех деталей, ведь это может затронуть интересы текущей внешней политики. Но могу сказать, что все это происходило в конце прошлого века, поэтому вы можете с полным основанием предположить, что речь шла о Чечне, Дагестане, Абхазии или Таджикистане.

Если хотите, можете называть эту страну Едгин — это одно из любимых ФБР кодовых названий для обозначения неизвестной страны, ведь это перевернутое «нигде». Другое любимое название — Сентрейлия (страна-призрак): уютно звучит, по-домашнему. Выбор за вами.

Конкретная страна для нас сейчас не важна, но, безусловно, много значила для людей, которые жили там в то время. Падали бомбы, дети погибали в своих кроватках во время взрывов, и солдат (борцов за свободу или бандитов — вам решать) подвергали издевательствам и жестоко убивали солдаты противоборствующей стороны, снимая свои зверства на видео и размещая их на YouTube.

Российский президент Борис Ельцин — то ли борец за свободу, то ли диктатор — балансировал на краю между хаосом и грубой силой, а президент Клинтон следовал его примеру. Владимир Путин ждал своего часа за кулисами, так же как и нарождающаяся русская мафия и другая пока не известная группа самопровозглашенных борцов за свободу — «Аль-Каида», которая только начинала манипулировать протестными настроениями в России.

Агент, о котором идет речь, работал на… название выберите сами. Это была либо одна из бывших республик, которую он якобы представлял, либо бывшие советские руководители в российском КГБ, либо Путин, который уже стал реальной властью в России, либо преступный консорциум, либо, возможно, одна из более темных, отколовшихся и отдельно действующих сил.

Мир, который был, казалось, близок к утопии после окончания холодной войны, балансировал на грани антиутопии.

В общем, в такое время никак нельзя было облажаться. Поэтому я так радовался, когда мой источник пообещал мне помочь во время первого разговора по телефону.

Расскажу, что произошло с моим источником, «лучшим другом», и дам вам еще одно упражнение. Попробуйте самостоятельно угадать, была ли моя миссия обречена на успех или провал.

Не ошибитесь: наша судьба — не то, что должно быть или что нам навязано. Это лишь ниточка в ткани божественного предначертания, которая окутывает всех нас и определяется — если определяется — только случаем, направляемым системами и проверенными временем кодами. В данном случае подходящей рабочей системой был код доверия.

Вы уже немного знаете о нем, и сейчас мы подходим к последнему этапу его усвоения, прежде чем идти дальше, разбираться в его биохимии и учиться применять вместе с системой четырех шагов.

Вот последний обзор пяти правил кода доверия, прежде чем вы изучите «русскую историю» и начнете действовать. Итак, он требует, чтобы вы: первое — усмиряли свое эго, второе — не судили, третье — признавали и ценили значимость других, четвертое — уважали здравый смысл и пятое — были великодушны.

Иными словами, чтобы внушать доверие, первое — относитесь к людям сдержанно, без гордыни, второе — принимайте их без осуждения, третье — признавайте их достоинства, четвертое — руководствуйтесь здравым смыслом и пятое — будьте великодушны.

Возможно, для вас в новинку эти нестандартные правила общения и взаимодействия, поэтому я разъясню их подробно в следующей главе, а в конце ее расскажу, как закончилась «русская история».

Когда вы усвоите все тонкости, вы поймете, как я решил свою судьбу.

Шпион против шпиона

Место действия. Ресторан из комедийного телесериала «Сайнфелд» — заведение Тома, которое там фигурирует под простой вывеской «Ресторан». Он находился рядом с территорией кампуса Колумбийского университета в Нью-Йорке, где учился мой источник. Я решил, что такой выбор будет не только удобен для него, но и интересен: что-то вроде участия в шоу. Помните: всё в интересах других, не ваших. При выполнении любой задачи вы должны позаботиться об источниках и что-то им предложить, прежде чем просить о чем-то.

Источник конфиденциальной информации. Соискатель ученой степени по математике, специализируется на криптографии, возраст — в районе 25 лет. В соответствии с созданной мною системой коммуникации — вопросником для определения стиля общения — мой источник принадлежал к людям, ориентированным на решение задачи, думающим, прежде чем действовать, соблюдающим установленные правила и процедуры.

Я надеялся, что смогу ему соответствовать: в Военно-морской академии моя степень по политологии была подкреплена обязательным курсом по технологии, который включал изучение термодинамики, системотехники, кораблестроения и компьютерных методов в системной динамике.

Но он был технарь-профессионал, узкий специалист, разбирающийся в каждой детали, а я имел только общее представление о теме.

Кроме того, он был скорее из миллениалов, чем из поколения Х, и поэтому несколько чужой для меня. Нельзя было исключить личностный конфликт, а я еще не поднаторел в мгновенном изменении курса по ходу дела, хоть и усвоил этический принцип морпехов «всегда готов к переменам». Этого принципа придерживался и отдел ФБР, занимающийся вопросами шпионажа и действующий в таких резко меняющихся, неустойчивых условиях, что даже «туман войны» кажется более предсказуемым и управляемым.

Объект. Вот тут начинается самое интересное. Мы знали имя объекта и его предполагаемого нанимателя — мятежную республику, но оставалась высокая вероятность его двуличия. Поскольку раньше он работал на КГБ, возможно, он до сих пор поддерживал старые контакты и шпионил против республики.

Также мы не исключали, что он работал на Путина, которому только через много месяцев предстояло стать одним из самых могущественных людей в мире.

Или, может, объект действовал на свой страх и риск: работал на частную компанию, террористическую группу или… кто знает? Я надеялся, что мой источник поможет разобраться в этом.

Агент. Это я, и я работаю в одиночку, ведь у меня сложилась репутация человека,

Добавить цитату