3 страница из 54
Тема
за рабочие места и уважали свой труд. Хотя, может, на их трудолюбие влияло предоставление служебного жилья? Хорошая возможность зацепиться приезжему в большом городе. Без жилья и работы ты, конечно же, при любом раскладе не останешься, но опять же, его качество будет другое. Реальность в пресловутом советском застое выявила довольно много давно забытых фактов и нюансов. Да и многочисленные мифы рушились один за другим, например, о советской торговле. В жизни ведь все проще и одновременно сложнее по одной простой причине — она постоянно движется.

Гастроном встретил молодого мужчину прохладой и потемками. Он располагался в цокольном этаже, работники же, видимо, экономили на электричестве. Да и что тут можно было так внимательно рассматривать? Надписи на многочисленных банках? Нет, тотального дефицита к своему вящему удивлению Степан в Москве не обнаружил, просто чаще всего искомые продукты быстро заканчивались. Хотя завозилось в магазины немало. Холмогорцев для интереса неоднократно лично наблюдал за разгрузкой товара. То ли народу жило здесь изрядно, то ли люди набирали впрок. Но к вечеру многие популярные продукты заканчивались.

Хотя надо признаться, основной ассортимент, обычно потребляемый Холмогорцевым и его женой, практически всегда присутствовал. Хлеб черный и белый, два сорта сливочного масла, соленые помидоры, курица, вареная колбаса, пельмени в пачках, крупы, разнообразная молочка. Мясо, овощи и зелень она старались закупать на внезапно расплодившихся по городу кооперативных рынках. Пусть цена процентов на тридцать выше, чем в государственных магазинах, зато все более качественное. С овощами в обычных продуктовых весной просто беда. Или гниль, или нет ассортимента!

За рыбой лучше было ехать в ближайший фирменный «Океан». За последний год сеть брендовых магазинов покрыла практически всю страну. Что безмерно порадовало Надежду, которая обожала морепродукты, предпочитая их мясу. Это у неё такая привычка после жизни во Владивостоке осталась. Народ же в этом времени еще не понимал их пищевую ценность, поэтому кальмары, креветки, мидии и прочие «лягушки» свободно лежали на прилавках безо всяческих очередей. Как, впрочем, и минтай, рыба вездесущая во всех временных слоях. Её впоследствии смогла переплюнуть только полуискусственная тилапия.

За треской, хеком, ставридой приходилось постоять в очереди. Народ понемногу начинал понимать прелесть морской рыбы, да и рекламировали её везде. Так ведь местным не привыкать. Очереди — повсеместный бич развитого социализма. Здесь все мифы из будущего полностью подтвердились. Советские люди половину жизни отстояли в очередях, они любили стоять в очередях, здесь они знакомились, влюблялись и женились. Это сарказм, конечно, но количество всевозможных очередей поистине удручало.

Часть из них можно было точно убрать заурядными организационными мероприятиями, часть более правильным планированием. Надежда, как-то после очередного похода в магазин воспылала написать кому-то в правительство. Использовав в этом письме опыт из будущего, номерные талончики и временные протоколы. Исполнила она свое обещание или нет, Степан не знал.

Он сам предпочитал пробежать сразу несколько торговых точек и найти место с наименьшими очередями. Как ни странно, но такие постоянно находились. Еще один разрыв шаблона для попаданца из будущего. Почему у этого ларя с мороженым образовалась целая толпа, а у стоящего неподалеку почти никого нет? Люди считают, что раз никого нет, то там мороженое хуже? Однажды Холмогорцев купил пломбир и там, и там, разницы совсем не ощутил.

Окинув наметанным взглядом ассортимент в винном отделе, Холмогорцев сразу же направился к кассе, доставая по пути из кармана мятые рублевые купюры. Ну не любил он таскать в штанах кошельки! Ладно еще, когда на работу шел в пиджаке, а так с ними ему было очень неудобно. Вот и валялось по всем карманам мелочь, здорово раздражая супругу.

— Пожалуйста, пять по сорок пять.

Миловидная кассирша среднего возраста понимающе окинула взглядом его портфель с торчащим оттуда веником и заговорщическим тоном посоветовала:

— В бакалею рыбку завезли вяленую. Будете брать?

Степан задумчиво вздохнул. В первые недели пребывания в советском городе семидесятых годов он долго не мог привыкнуть к особенности местной торговли. Отчасти мужчина помнил из далекого детства, что сначала нужный товар, отстояв очередь, надо было озвучить у прилавка, взвесить его, обсчитать конечную сумму. Потом, нашептывая по памяти нужные цифры, бежать пробивать чек к кассе, где, как водится, стоит уже отдельная очередь. Потому частенько продавцы писали циферки на обрывках серой упаковочной бумаги. Выходил небольшой квест по получению продовольственного минимума в одни руки. И никакого — клиент всегда прав! Прав всегда советский продавец!

Потому деятельность советской торговли разочаровала Холмогорцева еще больше, хотя он готовился заранее. Своей откровенной глупостью, непродуманностью и всеобщим пофигизмом. И это после жизни, в которой существовали огромные гигамаркеты с их поистине гигантским ассортиментом всяческой никому не нужной и впариваемой безумной рекламой хрени и относительно удобным самообслуживанием. Как все-таки быстро мы привыкаем к цивилизованному комфорту! И как затем сложно откатиться в этом плане далеко назад.

Кассирша с выбеленными напрочь волосами сегодня была подозрительно доброй и упредительной. Может, ей наскучило сидеть на одном месте, или просто Стёпа глянулся, но женщина закричала белугой в соседний отдел бакалеи.

— Галя, взвесь товарищу три хвоста вяленой. Сколько пробивать?

Получив ответ, она не оставила Степану времени удивиться с угаданным числом собутыльников. Кассирша моментально пробила два чека, и пока мужчина с плохо скрытым подозрением получал сдачу, мило ему улыбалась. Чудеса, да и только! Холмогорцев уже как-то успел свыкнуться к хамоватому образу работника советской торговли. Без крика и ругани частенько было невозможно ничего добиться. Так уж устроена здешняя система, а против системы не попрешь!

Чеки получены, осталось забрать пиво и бонусом рыбку. Бросив на прощание наполненный благосклонностью взгляд в сторону кассирши, Степан выбрался на улицу. Очередной квест закончен, остался последний. Сесть в переполненный автобус и доехать до нужной остановки. К сожалению, признаки большого города в виде бесконечной толчеи и отсутствия в транспорте свободного места в Москве имелись в полном формате. В этом она совершенно не отличалась от столицы двадцать первого века. Но будущая альтернатива ввиду миллионов автомобилей в частном владении также не принесла мегаполису облегчения. Что еще раз указывало на пользу научно выстроенной системы общественного транспорта. Еще бы кто это построил!

— Тебя не дождешься! Где и с кем пропадал? — Гога, он же Гоша нетерпеливо пританцовывал на месте. Он был одет, как привык ходить и в прошлой жизни — джинса и кожанка. Сегодня было для лета слишком прохладно. В Москве семидесятых ты в подобном прикиде из толпы выделяться совсем не будешь. Только здесь Гога здорово помолодел лицом и телом. Забавные усики к тому же делали его похожим на Жиголо. Степан по поводу внешнего вида не заморачивался,