Опрос Всемирной федерации бирж также был нацелен на получение качественной информации о «направлении регулирующей деятельности и текущих проблемах, связанных с выполнением биржами регулирующих функций». Ниже приводятся три соответствующих набора вопросов, заданных в ходе опроса, вместе с краткими ответами на них.
1. Какие нормативные области ваша биржа хотела бы сохранить? Какие области она готова передать? Каким бы вы хотели видеть развитие процесса регулирования рынка?
Практически все биржи хотели бы оставить за собой регулирование своих торговых рынков, а большинство бирж пожелали также продолжать регулирование некоторых аспектов корпоративного управления компаниями – участниками биржи. Только три биржи отметили наличие нормативных задач, которые они больше не хотели бы выполнять. К ним относятся «деятельность верхнего яруса и наблюдение за инсайдерской торговлей» и «слежение за рынками на наличие манипуляций и злоупотребления».
Многие биржи выразили мнение о необходимости отмены регулирующего дублирования со стороны правительства и бирж, некоторые пожаловались на отсутствие четкого разграничения обязанностей между соответствующими государственными органами и биржами. Было предложено внести бóльшую координацию и прозрачность между различными учреждениями. Некоторые биржи попросили усилить разделение функций между правительством и независимыми регулирующими органами, иные, в частности из Европы, выразили мнение, что в различных юрисдикциях должно быть более единообразное регулирование бирж.
2. Является ли регулирование значительной частью вашей компании или вашей коммерческой стратегии? Какие корпоративные цели выполняются за счет участия в распорядительной деятельности?
Почти все биржи-респонденты ответили, что регулирование является значительной частью их деятельности или коммерческой стратегии. Только две биржи ответили на этот вопрос отрицательно.
3. Если бы ваша биржа изменила правовую форму и/или стала публичной компанией в последние три года, повлияло бы это на регулирование рынка? Как?
Пять из 14 бирж, ответивших, что они изменили правовую форму, не заметили каких-либо существенных изменений в их нормативных обязанностях. Однако были небольшие изменения в том, как они исполняли такие обязанности. Среди тех бирж, которые отметили определенные изменения в своих обязанностях, некоторые упомянули введение механизмов в ответ на новые конфликты интересов, возникшие в результате выполнения роли коммерческого рынка и регулирующего органа в одно и то же время. Такие механизмы включают создание информационных барьеров, или «китайских стен», передачу регулирования в отдельную дочернюю компанию и уступку некоторых функций поставщику регулирующих услуг.
Международный совет фондовых ассоциаций
Международный совет фондовых ассоциаций является ассоциацией 14 торговых и саморегулируемых ассоциаций для участников, работающих на 11 национальных рынках капитала, а также глобальных рынках капитала[215]. В 2006 году Международный совет фондовых ассоциаций провел опрос 10 саморегулируемых организаций с целью описать ключевые обязанности и действия, характерные для саморегулируемых организаций[216]. Опрос касался четырех основных тем: 1) источники регулирующих полномочий саморегулируемых организаций; 2) их нормативные и другие виды деятельности; 3) механизмы управления конфликтами интересов и 4) система управления и роль участников саморегулируемых организаций. Ниже приводятся основные результаты по каждой из этих областей. Ответы на вопросы предоставлялись анонимно.
1. Полномочия и источники регулирующего воздействия. В полномочиях всех саморегулируемых организаций-респондентов учитывались общественные интересы, в том числе повышение целостности рынка, защита прав инвесторов и эффективность рынка. Некоторые из них указали также повышение конкурентоспособности рынков национального капитала и рыночных инфраструктур, обеспечение образования для профессиональных участников рынка ценных бумаг и обычных людей и повышение или поддержание доверия со стороны инвесторов.
Правительственные регулирующие органы активно наблюдают за работой всех саморегулируемых организаций-респондентов. Это наблюдение осуществляется в первую очередь посредством проведения периодических инспекций и проверок, хотя более половины саморегулируемых организаций, участвующих в опросе, сообщили, что государственные регулирующие органы осуществляют непрерывный контроль за их деятельностью. В большинстве случаев от правительственных регулирующих органов требуется одобрение уставов, правил и регламентов саморегулируемых организаций. Правительственные регулирующие органы также имеют право стимулировать нормотворчество для более половины саморегулируемых организаций-респондентов.
Все саморегулируемые организации-респонденты обладают законной властью для ведения нормативной деятельности, а половина также наделены полномочиями, предоставленными правительственными регулирующими органами. Ни одна из саморегулируемых организаций, участвующих в опросе, не полагается исключительно на договорные обязательства со своими участниками.
2. Нормотворчество и связанная с ней деятельность саморегулируемых организаций. Все опрошенные саморегулируемые организации имеют право регулировать деятельность фирм – участниц СРО. Это осуществляется в первую очередь за счет установления торговой практики и принципов ведения бизнеса и контроля над соблюдением фирмами этих правил. В опрошенных саморегулируемых организациях также установлены и подлежат контролю стандарты достаточности капитала, лицензирование или регистрация фирм-участниц, а также надзор за соблюдением правил в других областях, таких как борьба с отмыванием денег и требования идентификации клиентов. Почти все саморегулируемые организации-респонденты также регулируют рынки, главным образом посредством разработки и контроля за соблюдением правил торговли и ведения наблюдения за торговой деятельностью.
Большинство опрошенных саморегулируемых организаций контролируют сотрудников фирм-участниц и в некоторых юрисдикциях также независимых подрядчиков, которые работают на регулируемых рынках. Саморегулируемые организации устанавливают стандарты аккредитации или квалификации сотрудников фирм-участниц, а также условия лицензирования или регистрации лиц, которые отвечают этим стандартам. Большинство саморегулируемых организаций также устанавливают образовательные стандарты для сотрудников фирм-участниц, а также и лицензируют или регистрируют сотрудников, которые соответствуют этим стандартам.
Относительно небольшое количество опрошенных саморегулируемых организаций регулируют деятельность эмитентов, но все устанавливают и отслеживают соблюдение стандартов раскрытия информации, листинга и корпоративного управления.
Все опрошенные саморегулируемые организации наделены полномочиями рассматривать жалобы на юридических и физических лиц, которые находятся в сфере их компетенции, и принимать дисциплинарные меры воздействия в отношении юридических и физических лиц, которые нарушили соответствующие правила и нормы. Такие дисциплинарные меры чаще всего принимают форму денежных штрафов, временного отстранения от ведения определенной деятельности и иные санкции. Большинство опрошенных саморегулируемых организаций имеют право исключать участников и требовать возвращения незаконно полученной прибыли.
3. Работа с конфликтами интересов. Чуть более половины опрошенных саморегулируемых организаций владеют или работают на бирже или рынке, который они регулируют. Две саморегулируемые организации функционируют также как сторонние поставщики регулирующих услуг, поскольку они управляют биржами, которые им не принадлежат и на которых они не работают. Две саморегулируемые организации не управляют биржами или рынками вообще.
Большинство опрошенных саморегулируемых организаций, управляющие биржей или рынком, которыми они владеют или на которых работают, также поддерживают формальное разделение своей нормативной и коммерческой деятельности. Во всех случаях подобное разделение подразумевает отдельную отчетность и полностью отдельный персонал для осуществления нормативной и коммерческой деятельности саморегулируемых организаций. Кроме того, три из пяти саморегулируемых организаций, которые имели формальное разделение между своей коммерческой и нормативной деятельностью, основали полностью отдельные корпоративные структуры для ведения нормативной деятельности.
Три опрошенных саморегулируемых организации, управляющие биржей или рынком, которыми они владеют или на котором работают, не имеют формального разделения своей нормативной и коммерческой деятельности. Тем не менее две из этих саморегулируемых организаций имеют формальные правила и процедуры по управлению потенциальным конфликтом интересов, которые были проверены соответствующими регулирующими органами.
4. Система управления и роль участников. Половина опрошенных саморегулируемых организаций сообщили, что участники отрасли составляют менее половины членов правления, в то время как другая половина саморегулируемых организаций указала, что участники отрасли составляют большинство членов правления.
Все опрошенные саморегулируемые организации сообщили, что их участники сыграли важную роль в разработке нормативной политики СРО, в первую очередь за счет комитетов, организованных саморегулируемыми организациями, критических замечаний и регулярных контактов с саморегулируемыми организациями. Тем не менее в предыдущем опросе, проведенном Международным советом фондовых ассоциаций, все саморегулируемые организации сообщили, что при разработке новой нормативной политики они также в значительной степени полагались на анализ, проведенный их собственными командами, и разработки других юрисдикций.
Участники играют важную роль в процессе обеспечения выполнения норм в большинстве опрошенных саморегулируемых организаций. Большинство саморегулируемых организаций сообщили, что их участники изначально не были вовлечены в расследование жалоб на других участников. Однако как только саморегулируемые организации принимают решение о расследовании в отношении фирмы-участницы или физического лица, почти все саморегулируемые организации сообщили, что их участники занимались ходом разбирательства. В целом, участники СРО действуют в процессе разбирательства через государственные или частные дисциплинарные комитеты и арбитражные комиссии. Чуть больше половины из опрошенных саморегулируемых организаций также сообщили, что их участники играют определенную роль в решении по применению дисциплинарных мер