3 страница из 68
Тема
контрразведки по ликвидации немецких и финских диверсионно-разведывательных групп в глубоком советском тылу[7].

Некоторые аспекты противостояния спецслужб СССР и Финляндии в 1939–1945 гг. нашли свое отражение в работах российских исследователей, посвященных советско-финляндским отношениям в годы Второй мировой войны. Среди них следует выделить труды известных петербургских историков Н. И. Барышникова[8] и В. Н. Барышникова[9].

В 2013 г. была опубликована книга Н. И. Барышникова и Э. П. Лайдинена «Избранное. Из истории советско-финляндских отношений»[10], в которую вошли работы д. и. н., профессора Н. И. Барышникова (С.-Петербург) и к. и. н. Э. П. Лайдинена (Петрозаводск). Научные труды этих авторов, написанные на широкой источниковой базе, основу которой составили архивные документы из фондов государственных и ведомственных архивов России и Финляндии, с привлечением финляндской и российской литературы объективно и всесторонне освещают самые сложные и противоречивые этапы советско-финляндских отношений 1920–1950-х гг. В ряде статей этого издания затрагиваются вопросы противостояния советских и финских спецслужб в годы Второй мировой войны[11].

В 1990-е — начале 2000-х гг. в рамках повышения интереса российских исследователей к проблеме военного противостояния СССР и Финляндии в 1939–1944 г. начинают публиковаться работы и о противоборстве спецслужб обоих государств в военный период.

Среди авторов следует выделить известного специалиста по истории спецслужб Э. П. Лайдинена, в работах которого исследуются вопросы противостояния спецслужб СССР и Финляндии в годы советско-финляндской (Зимней) войны 1939–1940 гг. и войны 1941–1944 гг. (в финляндской историографии она называется «война-продолжение»), приводится структура финской военной разведки, основные направления ее деятельности, факты тесного сотрудничества финской разведки с абвером в 1941–1944 гг.[12] В своих трудах автор опирается на анализ широкого круга российских и финских архивных документов, многие из которых впервые были введены им в научный оборот, а также привлекает финляндскую литературу по изучаемой теме. Ряд публикаций Э. П. Лайдинена, включая монографии, были написаны им в соавторстве с С. Г. Веригиным[13].

После преждевременного ухода из жизни Э. П. Лайдинена в 2011 г. работу по дальнейшему изучению противостояния советских и финских спецслужб во Второй мировой войне продолжил его коллега С. Г. Веригин. Им было опубликовано более трех десятков статей по данной проблематике[14], а также две монографии[15], в которых освещалась деятельность финских и немецких разведшкол на Карельском фронте в 1941–1944 гг.

Вопросы деятельности финской разведки в 1920–1940-е гг. на северо-западе СССР нашли свое отражение в двух коллективных монографиях: «Органы безопасности Карелии: исторические очерки, воспоминания, биографии»[16] и «Судьба страны. Судьба чекистов. Из истории органов безопасности Республики Карелия»[17].

В указанный временной период отдельные направления деятельности финских спецслужб и противодействие этой деятельности со стороны советской контрразведки в период войн между СССР и Финляндией (1939–1940 гг. и 1941–1944 гг.) освещались также в работах О. М. Хлобустова[18], С. С. Авдеева[19] и других исследователей. Ю. А. Васильев в монографии «Юрий Андропов. На пути к власти»[20], опубликованной в 2018 г., раскрыл малоизученную страницу военной биографии будущего руководителя КГБ СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова, который в период войны между СССР и Финляндией в 1941–1944 гг., будучи первым секретарем ЦК ЛКСМ Карело-Финской ССР, занимался подготовкой кадров для разведывательно-диверсионной и подпольной работы в тылу финских войск.

Тема противостояния советских и финляндских спецслужб в годы Второй мировой войны нашла свое определенное отражение и в финляндской историографии. Среди значимых следует выделить исследования Раймо Хейсканена «Согласно полученным данным… Разведка ставки Верховного командования в 1939–1945 гг.»[21], Матти Косонена «Разведчики в годы Зимней войны»[22], Пентти Тикканена «Партизаны Марттина»[23], Харри Паарма «Разведгруппы секретной разведки»[24], Юкки Рислакки «Особо секретно. Шпионаж в Финляндии»[25] и др. В данных трудах приводится большой фактический материал об агентурной работе финской военной разведки в тылу Красной Армии, раскрываются направления деятельности разведывательно-диверсионных групп финской военной разведки в Советской Карелии и других регионах северо-запада России (Мурманская, Вологодская, Архангельская и Ленинградская области).

В финляндской историографии значительное место отводится исследованию одного из самых успешных направлений деятельности финской разведки в военный период — радиоразведке и осуществлению в 1944 г. тайной операции «Стелла Поларис» («Полярная звезда») по вывозу материалов радиоразведки в Швецию. В работах Раймо Хейсканена «Стелла Поларис», Харри Левинга «Операция "Стелла Поларис"», Эркки Пале «Правда о "Стелла Поларис"», Охто Маннинена и Тимо Лиене «"Стелла Поларис". Из истории военной разведки Финляндии»[26] и некоторых других рассказывается о том, что целью операции «Стелла Поларис» была попытка при помощи Швеции и в условиях полной секретности сохранить разведку Финляндии.

24 сентября 1944 г., т. е. через четыре дня после подписания соглашения о перемирии между Финляндией и Советским Союзом, документы, техническое оборудование, а также личный состав финской радиоразведки с семьями на четырех пароходах были перевезены из Финляндии в Швецию. Всего в Швецию было направлено 700–800 человек, а также 350 грузовых контейнеров.

Юрий Дерябин, известный специалист по истории Финляндии, работавший в 1992–1996 гг. послом РФ в Финляндии, писал: «Большинство финских специалистов позднее вернулось в Финляндию (вскоре выяснилось, что Москва не планирует захват страны). Однако все имущество FRA (финской радиоразведки. — С. В.) осталось в Швеции. Правда, как утверждают некоторые исследователи, доставленное из Суоми оборудование оказалось слишком сложным для шведских разведчиков, и в результате они смогли использовать только 15 % финской аппаратуры. Ныне утверждается, что большая часть секретных документов и имущества FRA была уничтожена еще в 1946 году, хотя в это верится с трудом. Возможно, Халламаа[27] и Паасонен[28] продали на Запад часть советских кодов. Ведь они в 1945 году покинули Финляндию и поступили на службу во французскую разведку»[29].

По другой версии, большая часть прибывших в Швецию финских разведчиков была интернирована. Им пришлось вернуться в Финляндию, оборудование для радиоперехвата было продано Швеции, а документы спрятаны в надежных местах, где они хранились до 1961 г. Часть переправленных в Швецию документов считается исчезнувшей. И чем дольше складывается такая ситуация, тем больший интерес вызывают пропавшие материалы, хотя в Швеции неоднократно заявляли, что документы были сожжены. Все заинтересованные стороны верят в то, что в полученных путем радиоперехвата материалах содержатся подтверждения закулисных событий Второй мировой войны. В любом случае, данная проблема ждет дальнейших исследований.

Значительный интерес у финляндских исследователей вызывают вопросы деятельности советской разведки в военные годы на территории Финляндии. В частности, судьбе советской разведчицы Кертту Нуортева посвящена книга известного финляндского историка Охто Маннинена «Кертту Нуортева. Советская красавица — руководитель агентурной сети»[30]. Автор подробно описывает процесс подготовки, направления на территорию Финляндии и последующее разоблачение этой советской разведчицы.

Ряд