Пигмеи Центральной Африки, которые в некоторые сезоны питаются преимущественно мёдом, жалуются, что в это время у них болят кости; надо думать, что подобная судьба постигла и KNM-ER 1808.
Найти пчелиное гнездо в африканской саванне можно, следуя за мёдоуказчиком. Эта маленькая невзрачная птичка точно знает, где в округе живут жёлто-полосатые работники. Под землёй или между камней, на ветке или в дупле мёдоуказчик находит соты и резким криком заманивает туда мёдоедов и людей. Пока большие и сильные существа воюют с кусачими насекомыми и едят мёд, птичка скромно ждёт в сторонке. Когда же насытившиеся последователи Винни-Пуха удаляются, мёдоуказчик набрасывается на личинок и воск, который тоже успешно переваривает с помощью особых бактерий и дрожжей, живущих у него в кишечнике.
Благодаря окаменелостям в южноафриканском местонахождении Лангебаанвег мы знаем, что мёдоуказчики существовали уже 5 миллионов лет назад, так что KNM-ER 1808 вполне мог пользоваться их услугами. А в Кооби Фора найдены кости мёдоедов – любителей разорять пчелиные гнёзда и главных подельников мёдоуказчиков.
Не один KNM-ER 1808 стал жертвой своих пищевых привычек. Олдувайскому человеку OH 16, жившему 1,75 миллиона лет назад на территории современной Танзании и известному также как «Джордж», очень полюбились неспелые фрукты – с кислинкой. Волокна, пропитанные кислотой, застревали в его зубах, отчего эмаль одного из них разрушилась. Зуб очень болел, и человек старался жевать другой – левой – стороной челюстей. Мы знаем это по неодинаковой стёртости зубов и следам прикрепления жевательной мускулатуры на своде его черепа. К сожалению, по черепу прошли стада масайских коров, так что учёным достались лишь его мелкие обломки, и лицевой скелет восстановить не удалось. Но, судя по асимметричной черепной коробке, физиономия «Джорджа» была слегка перекошена. Во всем нужно знать меру!
Именно охота сделала из обезьяны человека. Австралопитеки тоже вряд ли были строгими вегетарианцами, ведь все наши человекообразные родственники при случае не прочь съесть кого-нибудь вкусного
ЛитератураHarris J. W. K., Walton D. et Wood B. A. Early archaeological sites, hominid remains, and traces of fire from Chesowanja, Kenya // Nature, 1981, V. 294, №5837, pp. 125–129.
Ludwig B. New evidence for the possible use of controlled fire from ESA sites in the Olduvai and Turkana basins // Paleoanthropology Society, abstracts for the 2000 Meetings, 2000.
Puech P.-F. Acidic-food choiсe in Homo habilis at Olduvai // Current Anthropology, 1984, V. 25, pp. 349–350.
Skinner M. Bee brood consumption: an alternative explanation for hypervitaminosis A in KNM-ER 1808 (Homo erectus) from Koobi Fora, Kenya // Journal of Human Evolution, 1991, V. 20, №6, pp. 493–503.
Walker A., Zimmerman M. R. et Leakey R. E. F. A possible case of hypervitaminosis A in Homo erectus // Nature, 1982, V. 296, №5854, pp. 248–250.
7. ТРИНИЛЬ.
РАКУШКИ, ВУЛКАНЫ И КРОКОДИЛЫ
(ЯВА; 480 ТЫС. Л.Н.)
Не мёдом единым жив человек. Не способностью охотиться и даже не изготовлением орудий определяется человеческая сущность. Творчество – вот что делает человека человеком. А что же это такое – творчество, как его узнать в прахе тысячелетий? Археологи решают вопрос просто: искусством является неутилитарная деятельность, то есть не приносящая прямой и очевидной практической пользы. Она же иначе называется символической. Ясно, что первые следы такого рода призрачны и до крайности примитивны. Но не будем судить первых творцов строго с высоты сотен тысячелетий прогресса, ведь и наши неуклюжие потуги когда-нибудь будут казаться робкой и смешной пародией на истинный интеллект.
Перистые венцы стройных пальм вознеслись над прибрежным песком. Тёплые воды реки струились, искрясь, под ясным небом Индонезии. На пляже женщина-питекантроп увлечённо открывала раковины моллюсков. Она выбирала из кучки двустворку поаппетитнее – пахнущую тиной, с зелёными ниточками прилипших водорослей по краям, плотно зажавшую створки в тщетной попытке спастись от прожорливого примата.
Длинным тонким акульим зубом женщина начала сверлить раковину в самом толстом месте, там, где под твёрдым куполом изо всех сил сжималась мощная мышца-замыкатель. Смуглые сильные пальцы с пожелтевшими обломанными ногтями крепко держали жертву и вбуравливали белое орудие всё глубже. Чёрная стружка маленькими ломтиками сыпалась на жёлтый песок. Наконец пронзённая мышца обессиленно отпустила казавшиеся столь неприступными стены своего дома, а женщина, довольно урча, раскрыла раковину и съела моллюска.
Когда кучка пустых створок, переливаясь перламутром, заметно выросла, а живот ощутимо наполнился, женщина решила отдохнуть и развлечься. Она рассеянно подняла одну из раковин, ухватила покрепче и всё тем же акульим зубом старательно, нажимая уверенно и точно, вырезала зубчатый зигзаг. Тёмно-карие глаза под нависшим надбровным валиком радостно засветились, губы тронула улыбка. Каждому приятно создать что-то поистине красивое. Спокойный солнечный день, тихое журчание воды, сытый желудок располагали к философии и расслабленности. На небе не было ни облачка – не то что несколько лет назад, когда ветер то и дело приносил какие-то непонятные чёрные тучи, осыпавшие листву и травы серым пеплом. То ли дело сейчас. Пусть мир, покой и сытость пребудут вовеки!
Полюбовавшись на получившуюся «пилу», женщина положила своё произведение на песок и, опершись на руку, с заметным усилием поднялась. Её левая нога постоянно болела. Прихрамывая, она поплелась к воде, за новой порцией вкусняшек.
Увлечённая мыслями о своём произведении и поиском моллюсков, женщина не заметила лёгкого шевеления в прибрежных камышах. Гребнистый крокодил тоже хотел есть…
УликиГде искать останки древних людей? Как узнать, в какой именно точке огромной планеты отложения сформировались и сохранились на протяжении сотен тысячелетий и, что важно, доступны ли они в наши дни? Если даже сегодня палеоантропологи действуют в основном методом научного тыка, что уж говорить о XIX столетии. Тогда не было никакого опыта, никто не знал, где и, вообще, что мы можем найти. Но идеи были. Уже было известно, что в Африке живут гориллы и шимпанзе, а в Юго-Восточной Азии – гиббоны и орангутаны. Чарльз Дарвин считал, что предков человека стоит искать в Африке, его ближайший сторонник Эрнст Геккель – что в Азии.
Будущее показало, что в глобальном масштабе ближе к правде оказался Ч. Дарвин: древнейшие и самые важные стадии антропогенеза шли действительно в Африке. Но и