Я спросил дядю, кто сядет рядом со мной и почему дверь открыта. Он сказал: «Пророк Илия в этот день приходит в каждый еврейский дом и отпивает глоток вина из бокала, который ему ставят». Эта новость меня поразила, и я решил уточнить: «А он правда приходит?» Дядя ответил мне так: «Если будешь внимательно наблюдать за бокалом, то увидишь, как вина вдруг станет чуть меньше». Так и случилось. Я впился глазами в бокал. Мне очень хотелось увидеть, станет ли вина меньше или нет. И мне показалось… что вина и впрямь стало меньше, будто кто-то отпил немного{18}.
Много лет спустя, уже будучи профессором Гарвардского университета, Аш не забыл о том случае и организовал один из самых важных экспериментов в социальной психологии. Это было время осмысления холокоста, когда психологи изо всех сил пытались найти ответ на вопрос, почему же столько людей подчинилось воле Гитлера, и Аш, задумавшись о проблеме общественного влияния, решил выяснить, насколько оно значимо.
Представьте, что вы участвуете в эксперименте Аша. В назначенное время вы входите в комнату, и вас просят сесть за круглый стол, за которым уже сидят пять человек. Экспериментатор объясняет, что вы участвуете в исследовании зрительного восприятия. Он показывает вам три линии и просит оценить каждую по отношению к остальным – длиннее она, короче или такая же. Сначала все сидящие за столом, один за другим, дают правильные ответы. Вторую линию все тоже характеризуют верно. А вот когда спрашивают о третьей линии, первый испытуемый отвечает неверно. Вы решаете, что он просто оговорился, но потом второй участник повторяет неверный ответ. И третий тоже. Вы, само собой, внимательно разглядываете линии и не понимаете, что происходит. Потом неверный ответ повторяют четвертый и пятый участники. Теперь ваша очередь. Вы напряженно рассматриваете линии. Убеждены ли вы в собственной правоте? Верите ли вы своим глазам?
На самом деле это вовсе не исследование зрительного восприятия. Остальные участники эксперимента подсадные, а его истинная цель – проверить, примете ли вы точку зрения коллектива. Примечательно, что 76 % испытуемых согласились с ней как минимум один раз{19}. Как и маленький Соломон Аш, они давали ответы, которые противоречили увиденному ими же. Не исключено, что они начали сомневаться в собственной вменяемости или, что более вероятно, повторили ответ за группой, чтобы ничем не выделяться. И мы, подобно испытуемым Аша, каждый день сталкиваемся с необходимостью выбора: либо сказать, чтó мы думаем, либо принять чужое мнение. Исследования постоянно подтверждают, что некоторые люди крайне подвержены общественному влиянию.
Многие, однако, забывают о том, что 24 % испытуемых Аша не поддались на провокацию ни разу. Как это ни удивительно, об этом редко упоминают в учебниках. Сам же Аш отметил, что в это число входят те, кто уверен в собственном мнении и не интересуется точкой зрения большинства, а выводы делает строго на основе увиденного.
Аутентичные люди отвечают за свои решения и знают, что они и есть творцы собственной жизни. Они не сваливают вину за свои ошибки на других, но и себя не обвиняют. Быть ответственным за свои поступки – значит не отчитывать себя за глупость или неуклюжесть, а сделать выводы из случившегося, поставить себе новые, более четкие цели и в будущем внимательнее прислушиваться к интуиции.
Когда мы встречаем человека с какой-нибудь проблемой, мы тут же пытаемся решить ее за него. Мы предлагаем конкретные действия, пытаемся пробудить в нем активность, подтолкнуть его к переменам. Но в таком случае перемен хотим только мы, и мы невольно берем на себя ответственность за чужие поступки. Лучше просто выслушать человека, дать ему шанс проявить ответственность и всеми доступными способами его поддержать.
Аутентичные люди не стремятся ни контролировать других, ни манипулировать ими. Они уважают чужое право жить своей жизнью и требуют к себе такого же отношения. При столкновении с теми, кто пытается подмять под себя других, аутентичные люди противостоят внешнему давлению, не желая думать, как все. Они никогда не примут идей, мнений или взглядов других только потому, что так кому-то хочется, или потому, что так считает большинство. Они взвешивают все за и против, составляют собственное мнение по конкретному вопросу и стоят на своем, а не подлаживаются под чужие суждения.
Аутентичность – это, помимо прочего, еще и умение преодолеть желание вписаться в общество и слиться с толпой. Аутентичный человек не бесстрашен, но он не боится бояться – и это залог его аутентичности. Вспомним историю, которую рассказывает Генри Фонда в классической кинокартине «Двенадцать разгневанных мужчин». Один из двенадцати присяжных не согласился с мнением большинства и за несколько часов, что герои провели в крошечной комнате, убедил их в своей правоте. Мы, зрители, видим, что он правильно поступил, настояв на своем, в отличие от тех, кто вынес обвинительный приговор слишком быстро. Многим из нас нравится представлять, как мы, попав в похожую ситуацию, тоже стали бы бороться за справедливость, даже несмотря на сопротивление окружающих. Но в реальной жизни люди редко возражают большинству.
Аутентичная личность полностью отвечает за свои решения, действия и за их последствия. Такой человек твердо знает, что никто ему не указ. Но, принимая на себя ответственность за личный выбор, он интересуется мнением окружающих, другими точками зрения и постоянно познает себя, пусть это и вызывает порой разочарование.
Быть собойВ 2011 году антикапиталисты устроили в некоторых странах массовые демонстрации. Один из лагерей они развернули у собора Святого Павла в Лондоне. Сперва собор принял протестующих. Но через несколько дней, когда начались активные выступления, епископ Лондонский и декан собора Святого Павла попросили протестующих очистить территорию. Почему они так резко передумали? «Ради здоровья и безопасности людей», – скажут некоторые. Однако протестующие никуда не ушли. На следующий день на территорию собора впервые со времен Второй мировой войны перестали пускать посетителей – якобы из соображений безопасности. Но когда служители обратились к обществу в расчете на поддержку, они с удивлением обнаружили, что общественность не на их стороне. История, которую придумала английская церковь, не убедила людей. Те решили, что служители собора заперли его, чтобы прогнать протестующих, поскольку их присутствие сокращает число посетителей, из-за чего падают доходы. Английская церковь дискредитировала свою духовность в глазах других. Люди увидели, что она ведет себя неаутентично. Разумеется, ей следовало бы придерживаться своего духовного назначения и поддерживать протестующих, а не думать о прибыли. Очевидно одно: аутентичность окружающих нас людей и государственных институтов очень важна.
Подумайте о