Чтобы реализовать свой потенциал в полной мере, нам требуются блага, имеющие отношение и к телу, и к душе: крыша над головой, одежда, пища, а также общение, доступность произведений живописи, музыкального искусства, литературы и культурной сферы в целом. В современном мире такими благами становится то, без чего сегодня не выжить.
Очевидный пример: нам всем нужны деньги, поэтому мы их считаем главным благом. Но в концепции Аристотеля предусмотрена и так называемая золотая середина – необходимое количество блага. Если блага слишком мало, как, например, во время голода, человек не может полностью самореализоваться; когда же блага слишком много, оно становится «внешним».
Мне не нужна моя коллекция комиксов, которую я храню с детства, но я получаю удовольствие, временами листая страницы этих старых журналов. Внешние блага – это то, без чего мы легко проживем. Они могут нас радовать, но не более. А вот еда нам нужна, но во время недавнего посещения супермаркета я поймал себя на мысли, что бóльшую часть времени мы ищем на полках исключительно внешние блага. Мы наполняем тележки до отказа, нередко выбирая вредные продукты в соблазнительной упаковке, бóльшую часть которых попросту выкинем, – и это знак, что мы давно уже закупаем не только необходимое. Это не значит, что внешние блага не должны иметь для нас никакого значения. Важно не спутать их с «телесными» благами.
Эвдемонический подход идет вразрез с тем восприятием счастья, которое нам каждый день навязывает реклама, побуждая скупать ненужные товары с такой активностью, будто без них мы погибнем. Эвдемонический подход был ближе нашим предкам. Сейчас считается, что Томас Джефферсон, который включил в Декларацию независимости США пункт о том, что стремление к счастью – это неотъемлемое право человека, имел в виду скорее эвдемоническое, чем гедонистическое счастье{28}. Вполне логично, что отцы – основатели Америки сочли правильным не вечный поиск наслаждений, а получение возможности достичь личностного совершенства.
Самореализация – стремление достичь своего личного максимума
Но вернемся к XX веку. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу{29} предложил концепцию, очень схожую с аристотелевской. Маслоу считал, что потребности человека образуют определенную иерархию (рис. 1){30}. Если наши потребности удовлетворяются, нам становится проще реализовать свой внутренний потенциал{31}.
В основании пирамиды лежат физиологические потребности. Они включают в себя потребности в пище, питье, сне и кислороде – в общем, всем том, что необходимо для выживания. У человека, который страдает от нехватки чего-нибудь из перечисленного, все интересы концентрируются на том, чтобы как-нибудь это восполнить. Все его мысли сосредоточены на голоде, жажде или болезни. Все свои силы он отдает на то, чтобы добыть желаемое. И когда нужды удовлетворяются, наступает желанное облегчение.
На следующем уровне – потребность в безопасности. Нам необходима относительно стабильная, безопасная обстановка, которая защитит нас от непогоды и хищников и обеспечит устойчивые условия существования. Как правило, мы, привыкшие к стандартам западного общества, принимаем подобные условия за должное, пока не сталкиваемся с чрезвычайными ситуациями – с эпидемиями, народными волнениями, природными катаклизмами. Тогда в нашу жизнь врываются страх, тревога, незащищенность, потери и хаос, и наше внимание переключается на удовлетворение потребности в безопасности. Когда безопасность обеспечена, нам становится спокойнее и комфортнее.
Далее следует потребность в причастности и любви. Мы нуждаемся в том, чтобы быть частью социальной группы, поскольку люди – существа социальные. Если потребность в причастности и любви не удовлетворяется, мы чувствуем себя ненужными, бесполезными, опустошенными и одинокими. Но если удается ее удовлетворить, мы испытываем воодушевление и душевный подъем.
На следующем уровне располагается потребность в уважении. Маслоу выделяет две формы этой потребности. Во-первых, существует стремление к личным достижениям, во-вторых – к признанию и одобрению со стороны других. Если эти основные потребности не обеспечиваются, мы чувствуем себя неполноценными, беспомощными и некомпетентными. Когда же они удовлетворяются, мы ощущаем себя уверенными, подкованными, стóящими.
Рассмотренные потребности Маслоу называл дефицитарными, поскольку с ними связано состояние, в котором человек стремится восполнить то, чего ему не хватает. Если дефицитарные нужды не удовлетворены, нельзя перейти на следующий уровень пирамиды. Представьте, что у вас бурчит в животе от голода. В таком случае вы не сможете думать ни о чем, кроме еды. А если ощутите одиночество и пустоту, то будете всей душой стремиться к социальному взаимодействию, пониманию и любви. Жизнь многих людей всецело определяется этими самыми дефицитарными потребностями. Если они долго остаются неудовлетворенными, у человека возникают опасные нарушения в поведении.
Как только дефицитарная потребность удовлетворена, ее значимость на какое-то время падает. У тех счастливцев, которые стабильно удовлетворяют дефицитарные потребности, возникают новые, «более высокие» нужды.
Вершина пирамиды: реализация своего талантаУспешно преодолев первые четыре уровня потребностей, мы переключаемся на самосовершенствование. Пирамиду венчает потребность в самоактуализации, то есть в использовании своих талантов и возможностей в той сфере, где они наиболее применимы.
Даже если все наши дефицитарные потребности будут обеспечены, мы не сможем избавиться от чувства неудовлетворенности, пока не начнем делать то, для чего мы предназначены. Маслоу говорил, что стремление к самоактуализации – это желание стать такими, какими мы можем стать{32}.
Все люди разные. Кто-то живет для того, чтобы искать правду и обретать знание, а кого-то больше интересуют возможности развития и заработка; одни стремятся к творчеству и красоте, другие видят смысл жизни в щедрости и общении с ближними; некоторых привлекает возможность обладать властью и влиянием, а другие ищут связи с духовным миром и хотят глубоко постичь то, что лежит за повседневными представлениями о реальности.
Если мы стремимся существовать аутентично, нам нужно найти способ построить свою жизнь таким образом, чтобы учитывались наши главные склонности. В идеальном мире те, кто ищет правды и знания, должны стать университетскими профессорами, а стремящиеся к развитию и заработку – заняться бизнесом; те, кого влечет красота и творчество, могут попробовать себя в дизайне, а видящие смысл жизни в щедрости и общении с ближними – включиться в благотворительность и активизм; если человек хочет обладать властью и влиянием, он может поступить на службу в правительство, ну а те, кто стремится к духовности, приходят в церковь.
По концепции Маслоу, для того чтобы обрести мир в своей душе, музыкант должен играть, художник – рисовать, а поэт – сочинять стихи. И хотя нас или наших близких чаще всего можно причислить к конкретной категории, иногда это сделать довольно непросто. Например, нередко бывает, что человек, оценивая себя, не может выбрать между двумя категориями.
Есть еще люди, которые, действуя менее очевидными