Я специально храню некоторые свои записи со старыми целями, чтобы иногда перечитывать их в назидание самому себе. Я ставил эти цели перед собой еще в те времена, когда думал, что этого достаточно. Думаю, вы догадались, что ни одной из них я не достиг, по крайней мере в том виде, в каком они были задуманы.
Люди, которым я помогаю в вопросах личной стратегии, тоже часто жалуются, что если они когда-то и ставили перед собой цели, то не достигали их. И это вполне объяснимо. Представьте, что вы собираетесь в долгую экспедицию. У вас есть четкая и понятная цель – конечная точка вашего маршрута. Даже если вы идете в одиночку, то есть вам не нужно согласовывать ваши действия с другими, достаточно ли будет просто воткнуть булавку в точку на карте для успешного путешествия? Наверняка вам нужно продумать еще тысячи важных мелочей, без которых ваш поход не станет возможным. Но по сравнению с жизнью любой поход – просто увеселительная прогулка. Жизнь значительно сложнее и менее предсказуема, так что просто ярко представить свою жизненную цель – важно, но недостаточно для успеха.
Также не являются стратегией краткосрочные планы. Вы можете составить четкий план действий на месяц или год, но если они не связаны с долгосрочной стратегией, это может увести вас в другую сторону от правильного маршрута. Один мой друг, скажем, Сергей, всегда хотел быть рок-музыкантом. Это было его мечтой, долгосрочной целью. При этом он всегда был системным и основательным человеком (странное качество для рок-звезды, но тем не менее) и планировал свою жизнь на несколько месяцев вперед. Но так как это были именно краткосрочные планы, обычно они сводились к зарабатыванию денег. Сергей работал на фрилансе, от избытка денег никогда не страдал, и финансовые вопросы в его жизни всегда были весьма насущными. Постепенно Сергей обзавелся семьей, и денег требовалось все больше. Месяц за месяцем в его планах все меньше было пунктов, связанных с рок-музыкой, и все больше – связанных с основной работой как с источником денег. Сергей верил, что вернется к рок-музыке потом, когда наконец заработает достаточно. Сейчас Сергею, как и мне, далеко за 40, и мечты о рок-музыке, судя по всему, остались в прошлом. А вот если бы он в своей стратегии и, как следствие, в краткосрочных планах отводил достаточно времени и сил на рок-музыку, то, глядишь, и мечту бы реализовал, и денег бы как минимум столько же заработал.
Выводы
Итак, стратегией не являются…
1. Просто мечты. Мечты – это только мечты. Они прекрасны, они мотивируют к действию, но их одних для достижения жизненной цели совершенно недостаточно.
2. Просто цели, даже четко сформулированные и ярко визуализированные. Иметь цель в жизни прекрасно, но тоже недостаточно. Если вы ограничитесь целью, не проработав план ее достижения, жизнь, вероятнее всего, рано или поздно собьет вас с курса.
3. Краткосрочные планы, особенно если они не связаны с долгосрочными целями.
Глава 1
Взгляд на себя
Сегодня ты находишься там, куда тебя привели твои вчерашние мысли.
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
Все мы живем так, как хотим
Если взять тысячу случайным образом выбранных человек и задать им один и тот же вопрос – «живете ли вы той жизнью, которой хотели бы жить?», я убежден, что мы тысячу раз услышим твердое «нет». Если бы меня самого спросили об этом, я тоже дал бы отрицательный ответ, хотя сейчас, когда у меня есть личная стратегия, я по крайней мере уверен, что двигаюсь в нужном направлении.
Но при этом каждый из этой тысячи человек сказал бы неправду. Точнее, это не была бы правда в обычном, общепринятом смысле, которая не ложь. Когда мы говорим, что не удовлетворены своей жизнью, мы не кривим душой, но на самом деле та жизнь, которую мы ведем, полностью соответствует нашим желаниям. Даже если мы не удовлетворены ею и часто на нее жалуемся.
Дело в том, что, когда нас спрашивают о том, как бы мы хотели жить, мы, как правило, даем рациональный ответ: меньше работать, больше зарабатывать и учиться, проводить больше времени с близкими и с самим собой и так далее. Но в повседневной жизни эти наши благие намерения и поступки подвергаются влиянию могущественных сдерживающих факторов, которые, как бы неприятно ни было осознавать, чаще находятся внутри нас, чем снаружи.
Психолог и автор знаменитых книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн считал, что в каждом из нас заложен определенный сценарий, жизненная программа, план, сформировавшийся еще в детстве, которому мы следуем каждый день, даже если не осознаем этого. Эта программа влияет на все наши ключевые жизненные решения. Главным способом терапевтической работы с пациентами Берн считал корректировку (или, как называл это Берн, «расколдовывание») этого внутреннего сценария.
Идеи Берна в целом не во всем совпадали с широко распространенными направлениями и теориями в психоанализе. Но даже в классическом психоанализе, основанном Фрейдом и развитом его многочисленными последователями, принято считать, что прошлое человека в большой степени влияет на его сегодняшнюю жизнь. События прошлого, в том числе детства, определяют наши установки, ценности, паттерны поведения, которые, даже если они были сформированы много лет назад, продолжают существенно влиять на наше настоящее. При этом они действуют абсолютно незаметно для нас самих и могут быть распознаны только опытным клиницистом.
В последнее время в прессе появились и более радикальные статьи, которые вообще ставят под сомнение наличие так называемой свободы воли, то есть способности индивида принимать взвешенные, рациональные решения. Эти материалы, в частности, основаны на экспериментах нейропсихолога Бенджамина Либета. В ходе этих экспериментов людям предлагали принимать осознанные решения (например, двигать запястьем тогда, когда они сами решат это сделать), и как только они принимали такое решение, они должны были сообщить об этом экспериментаторам. Одновременно ученые при помощи энцефалографов наблюдали за активностью их мозга. И раз за разом оказывалось, что бессознательный импульс к действию возникал у испытуемых до того, как в мозге появлялось осознанное решение. Вскоре, глядя на энцефалограмму, ученые могли точно предсказать, в какой именно момент у человека в мозгу сформируется решение. Приматолог, профессор Стэнфорда и автор научных книг Роберт Сапольски в интервью изданию Republic приводит много научных доводов об отсутствии у человека свободы воли, которые лягут в основу книги, над которой Сапольски работает в момент написания этих строк[9].
Результаты этих экспериментов сами по себе