Он жаловался на ощущение нелюбви в семье, "лишнести", когда с детства считают идиотом и насмехаются. Сама свекровь однажды обронила: "Артем младенцем был страшным. Мы думали, что растет дебил!"
Семья ориентировалась на "погулять-погалдеть", когда сына укладывали спать ночью на балконе из-за вечно остающихся на ночь гостей родителей, которым нужно было предложить лучшее - комфортный диван младшего ребенка.
Меня же количество трусов не волновало. Зато когда через много лет мы позволили себе шопинг в Милане, первое, что приобрел супруг, были трусы. Невероятно дорогостоящие, фирменные, брендовые. Одел один раз. Где-то ему терло и муляло. Но он гордился покупкой.
Говорят, если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь есть Бентли, то все равно у тебя не было в детстве велосипеда... Артем восполнял то, чего никогда не имел.
К сожалению, старался тщетно, ведь тогда его все рано не любили и отмахивались как от собаки. А у той даже отдельного шкафчика не было, не говоря о комнате. Шмотки ютились одним клубком (брюки, носки, майки) в серванте, рядом с натертыми до блеска сервизами, которые торжественно выставлялись на большой стол для гостей. Он крал деньги, дебоширил с мальчишками, вел себя отвратительно. Однажды украл драгоценности у родной тетки.
"Если хорошего не замечаете, я привлеку внимание плохим! Только осознайте, что я есть!!!"
Каждый малыш жаждет любви. Не получая безусловно, стремится завоевать, заслужить поступками. Такая компенсация или бессознательное стремление заполучить важнейшее ощущение становится нормой жизни, привычным способом адаптации. Когда надо сделать что-то невероятное, за что тебя полюбят. Безусловно.
Артем был нарциссом. Это когда не ощущал ценности в семье, соответственно, не научен ценить. Ни себя, ни окружающих.
Это когда не ощущал любви мамы, а папа был эмоционально безучастным: "Мальчики не плачут!" Соответственно, не научен любить.
Сейчас куда ни плюнь, то попадешь в нарцисса. А почему? Совковым и постсовковым родителям, ориентированным на внешние показатели приличия и красоты семьи, важно, чтобы мальчик не выпадал из контекста. Особенно, если мальчик иной, не похожий на среднестатистических детей.
Гиперактивный, неусидчивый, чубучной, неумолкающий, вечно теряющий предметы и загрязняющий одежду и пространство. Требующий внимания и нежности больше, чем другие. Такого проще наказать, высмеять, отмахнуться, пристыдить: "Та что ты там можешь?!"
И растет себе малыш, убежденный в том, что особенный. Особенный дебил. Проблемный, на что списывалась собственная родительская несостоятельность... Убежденный, что только хорошее, лучше всех, правильное, нормальное (интересно, какое это и кем поставлен критерий?) поведение характеризует как позитивного мальчика.
Так формируется деструктивная уравниловка личности и поведения, когда действие характеризует плохость или хорошесть. Разбив чашку или получив двойку по математике, малыша унижают и тот думает, что он плохой. На самом деле, это всего лишь действие... и от низкой оценки в школе сын не стал плохишом. Но об этом мальчик не знает, ведь живет в контексте личность = действие. А любви-то хочется...
Божечки, как же хочется, чтобы беззаветно принимали даже двоишником!
"Много хочешь - мало получишь!" отвечала окружающая среда и мальчик научился компенсировать достижениями. Чем больше накапливал и творил, тем круче себя чувствовал, требуя восхищения той же среды.
Стремясь ощутить важность, требовал величественного отношения к своей персоне. Напитывался комплиментами и похвалой других, не понимая, что внутри пустой и этого питья мало.
Откуда взяться наполненности, если собственные желания и границы остались в зародышевом состоянии?! Когда делал, как велят. Когда, слушался наставлений взрослых, подавляя самость. Когда настолько хотелось принятия и понимания, что жизнь положил на алтарь недостижимого. Ибо никакими заоблачными достижениями, материальными благами и ресурсами не заменить отсутствие бузусловной значимости и принятия родителями голышом и без внешних атрибутов...
Помню, как оказалась однажды свидетелем истерики будущей свекрови, когда Артем не мог отдать денег, одолженных у матери на покупку рубашки. Та вопела так, что слышали соседи. Мне же картина виделась трешовой, ибо от меня родители ничего не требовали, только помогали и поддерживали. Ну нет у сына сейчас отдать тебе, мамка, и что?! Я услышала палитру унижений и эмоциональных помоев, характеризовавших ее ребенка ничтожеством, обманщиком и ненадежным человеком, не вернувшим взятое в срок. Ребенку было стыдно, неловко и противно. Перед ней и передо мной, своей девушкой.
Уличение в несостоятельности побуждает мальчиков доказывать обратное. Мол: "Смотри, мама, я смог!" Артем старался изо всех сил доказать маме самоценность.
Внешние обстоятельства в виде неверия окружающих в затеи, несерьезные компаньены или друзья отправлялись незамедлительно в мусорку жизни Артема, как преодолимое препятствие. Внешне муж был глыбой, убежденной в том, что внутри алмаз. Во "внутренностях" особо не копался.
Такие не умеют отдавать, понимать иное, сопереживать, жалеть. Откуда взяться навыкам, если все детство угождал взрослым, тщетно надеясь на минимальную похвалу. Если мамка с папкой должны были обучать своим примером, но те только требовали подчинения?
Соответственно формы человеческого эмоционального общежития у мальчика остались в зародышевом состоянии. Он не разбирается в себе и не понимает других людей. Чего уж ждать от такого психопата? Психопат - это не клинический пациент в смирительной рубахе, брызжащий слюной на окружающих. А вполне прилично выглядящий мужчина, которому не дано чувствовать, соответственно, эмпатировать. Для психопата фраза: "Стоп, мне больно или обидно!" - не повод остановиться. На сломанную ногу или выбитый зуб у другого, пусть и любимого, человека смотрят как на творожок в миске - не холодно, не жарко. Одноуровневые понятия.
Такие мужчины постепенно стирают личность женщины, когда та и сама задумывается над возможностью чувствовать, сказать, самовыразиться. Женщина сомневается в собственных ощущениях, ибо ее любимый человек твердит: "Та нет, тебе не больно! Все ок, не придумывай!"
Такое сомнение в реальности собственных чувств - показатель созависимых отношений, где свободно выражать позицию может только один.
Психопаты - это 3-летние дети, искренне полагающие, что весь мир крутится вокруг них и события происходят из-за них, ради них. Кстати, поэтому такие мужчины крайне чувствительны к критике.
Если что-то плохое случается или выражается объективное недовольство, они воспринимают произошедшее на свой счет. Значит, виноваты они. А кто любит чувство вины? Никто. Поэтому Артем агрессивно отрицал причастность и умывал руки от претензий или банальных просьб о помощи. Между Артемом и понятием об ответственности пролегала космическая пропасть.
Признавать ошибки настолько не любил, что придумывал собственный вариант развития ситуации. Слушая "вариацию истории" иногда казалось, что меня там вообще не было! Видел мир иными глазами. Выгодный взгляд, где он белый и пушистый. При чем, всегда. Как будто в мозге имелись отдельные участки, отвечающие за моментальный сигнал об опасности в виде критики или недовольства окружающих. Загорается лампочка красным.
Голову расшибешь, но не докажешь, что ты без задней попросила помыть посуду после гостей. Сама не можешь, ибо у