2 страница
Тема
проблем с контролирующими органами,

— как перейти из ИП в самозанятые и стоит ли это делать,

— все ли ИП могут перейти на новый спецрежим и всегда ли такой переход экономически оправдан,

— как бизнесу получить выгоду от сотрудничества с самозанятыми и застраховать себя от рисков,

— как грамотно составить схему с самозанятыми исполнителями

— и ответы на другие неоднозначные вопросы.


Прочитав эту книгу, вы поймете, как грамотно и выгодно использовать возможности самого низконалогового российского режима налогообложения и плавно, безопасно и комфортно встроиться в российское правовое поле:

— легализовать свое дело,

— выбрать правильную и выгодную модель ведения бизнеса,

— платить меньше налогов, но законно,

— минимизировать предпринимательские риски и

— получить огромный психологический комфорт развивать свой бизнес, не бояться и не прятаться!

Я хочу, чтобы эта книга стала вашим верным помощником и проводником — научила, подсказала и предостерегла от ошибок и потерь.

Приятного чтения, мой читатель!



Глава 1. Сам, сам, сама, сама, сама

Кто такой самозанятый?

Кто им может стать, а кому запрещает закон?

Почему это эксперимент? Стоит ли вообще в нем участвовать?

Почему вдруг спецрежим? Именно режим? Опять режим? И в чем он «специален»?

Можно ли продолжать получать доход и не платить налоги? Это опасно или не очень? Всем ли стоит выходить из тени?

Сколько может заработать самозанятый? Это налог для мелких ремесленников или можно замахнуться по-крупному?

Можно работать с серьезным бизнесом или самозанятые — это только няни, репетиторы и таксисты? Как стать для бизнеса привлекательным партнером и помочь ему сэкономить на налогах?

Не только эти, но и другие сложные и спорные вопросы разберем в этой книге.

Постаралась чтобы было просто, понятно, без занудных поучений, скучных назиданий и утомительных цитирований законодательных норм. Бодренько, энергично, с огоньком! И конечно, с пользой!

Итак, поехали!

Сами с усами

Самозанятые люди — это люди, работающие на себя. Не являющиеся наемными работниками сами и не нанимающие других. То есть именно САМ — один человек, работающий на СЕБЯ. Самозанятый только сам — от своего имени заключает договор с клиентом и самостоятельно выступает исполнителем по договору с ним.

Налоговым законодательством для самозанятых введен специальный налоговый режим, который предусматривает уплату единственного налога, который называется «налог на профессиональный доход (НПД)». Именно это сокращение встречается в материалах, касающихся вопросов налогообложения самозанятых.

Спецрежим НПД установлен Федеральным законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“».

Далее в книге будут приведены ссылки и нормы этого Закона (сокращенно Закон о самозанятых № 422-ФЗ). Налог на профессиональный доход для нового налогового режима будет указан как «НПД». Для граждан, переходящих на этот спецрежим мы будем использовать привычный термин «самозанятые».

Почему режим налогообложения самозанятых НПД относится к «спецрежимам»? Все просто. Для налогообложения физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, существует основной режим налогообложения, а все остальные режимы, как правило низконалоговые, относятся к специальным. При этом НПД для самозанятых граждан — один из самых низконалоговых спецрежимов.

Тренд на «обеление» теневых доходов россиян

Введение спецрежима для самозанятых — тоже в этом тренде. Государство призывает лиц, которые раньше вообще не платили налоги, выходить из «черной зоны» и вставать на учет. Легализоваться и платить налоги в комфортном формате и по скромной налоговой ставке.

Самозанятые — это эксперимент. Он начался 1 января 2019 года и продлится до 31 декабря 2028 года включительно.

Для российского бюджета эксперимент оказался очень удачным. Российский бюджет от участников этого эксперимента только за один 2019 год получил 1,060 млрд. рублей налогов. Всего за 2019 год при вовлечении в эксперимент всего 4 российских регионов — Москвы, Московской области, Калужской области и республики Татарстан — зарегистрировались в качестве самозанятых свыше 330 тыс. россиян. При этом 67 % из них ранее не декларировали доходы от предпринимательства — по сути работали «в тени». Суммарный доход самозанятых за 2019 год составил 40,4 млрд рублей.

А в отношении тех, кто не согласен легализовать свои доходы, продолжится «закручивание» гаек. Цифровизация налогового контроля и консолидация контрольных алгоритмов с различными информационными ресурсами и реестрами скоро не оставит шансов скрыться от системы. Уклонение от налогообложения становится очень опасным. И если в арсенале у компаний-гигантов отряды непобедимых юристов с прокачанными навыками судебных разбирательств, то обычный человек крайне уязвим, так как остается с налоговой машиной один-на-один. И фискальный каток — если будет на то повод и причина — раздавит его без труда.

Фискальная политика держит курс на обеление экономики. Уплата налогов станет не просто обязательной, но и неизбежной. А наказание за уклонение — неотвратимым.



Глава 2. Охота за доходами физических лиц

Все ли так опасно и установлен ли тотальный контроль за всеми доходами россиян? Конечно, контроль не тотален. У контролеров не хватит ресурсов охватить и подвергнуть анализу все поступления на счета россиян. Но преуменьшать опасность негативных последствий и рисков точно не стоит.

Под пресс фискальной системы и российского правосудия попадают не только воротилы теневого бизнеса, но и простые граждане, сдающие квартиры, торгующие в соцсетях, оказывающие разного рода услуги или иным способом монетизирующие свои способности, таланты и мастерство.

Налоговым органам, наработавшим довольно обширную практику по этим вопросам, достаточно легко доказать, что гражданин занимается предпринимательской деятельностью.

Методы контроля

Какие же методы применяют налоговики, понуждая граждан легализовать свои доходы?

1. Деньги, поступающие на счет — самый правдивый источник.

Сами налоговики не могут повально мониторить доходы, поступающие физическим лицам на счета или банковские карты — для этого у них нет ни прав, ни ресурсов. Налоговый орган может запросить у банка сведения о движении денежных средств по счетам налогоплательщика только в случае проверки и при обязательном наличии оснований, определяемых Налоговым Кодексом. А для контроля за счетами граждан нужны особые причины и согласие руководителя вышестоящего налогового органа.

Но наивно полагать, что до поступлений граждан налоговики не смогут добраться. Для этого у них есть помощники — банки. Которые тоже встроены в систему как финансового, так и уже налогового контроля.

Нет абсолютно никаких гарантий, что очередной платеж на вашу карту не заинтересует банковский финмониторинг и от вас не потребуют массу пояснений: кто вам заплатил, за что, легально ли это, как вы платите налоги. Без внятных объяснений вам могут просто заблокировать карту и предложить закрыть счет — проблемные клиенты с неясными подпольными доходами банкам не нужны.

Заинтересовать банковский мониторинг могут самые различные признаки вашего, казалось бы, вполне законного, финансового поведения:

— регулярность поступлений на счет или банковскую карту,

— крупные суммы,

— поступления из-за границы,

— полученные деньги тут же полностью сняты

и иные подобные операции.

Возможность «пощипывать» подозрительных клиентов предоставляет банкам Федеральный закон от 7 08.2001 г. № 115-ФЗ с угрожающим названием «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И в последнее время банки особенно активны.

Казалось бы — где я, человек получающий небольшой