6 страница из 6
Тема
на своего непростого учителя: в диалоговых сценах зрителя ждет обилие споров, когда эти две выдающиеся фигуры психоанализа обсуждают свои подходы к проблемам человеческой психики. Но как же визуализировать разногласие?

Это достигается несколькими способами. Дэвид Кроненберг помещает Фрейда на передний план, его выразительное лицо занимает большую часть кадра, что подразумевает интеллектуальное превосходство над учеником. Обратите внимание: Юнг внешне мельче Фрейда, и это наделяет последнего неоспоримым преимуществом. Однако оба персонажа находятся в фокусе: таким образом режиссер указывает, что «Опасный метод» – битва двух могучих умов. Напряжение между ними подчеркивается только тем, как Юнг держит свою чашку. Это не образ двух близких товарищей. В этом кадре, как и в самом фильме, идет безмолвное сражение.

Тесные объятия

Впусти солнце

2017

Режиссер: Клер Дени

Оператор: Аньес Годар

Актеры: Жюльет Бинош, Поль Блен


В фильме «Впусти солнце» Жюльет Бинош играет Изабель, художницу средних лет, пытающуюся найти настоящую любовь. За ее симпатию борются несколько мужчин, но ни один из них не кажется ей идеальным. И однажды она увлекается незнакомцем, с которым медленно танцует в клубе. Является ли эта сцена реальной или воображаемой? Прелесть момента и того, как режиссер Клэр Дени его снимает, заключается в том, что мы не можем быть полностью уверены в реальности происходящего.

Мизансцена подобного эпизода – это творческий вызов для режиссера: как показать размытую грань между реальностью и фантазией? Давайте посмотрим на изображение, которое иллюстрирует этот эпизод, повнимательнее.

Дени поставил актеров близко друг к другу, глаза Бинош закрыты, будто она во сне. Поскольку мы не видим лицо мужчины, то предполагаем, что он не так важен, как сама Изабель. Дело не просто в том, что «Впусти солнце» – фильм про нее. Это ее сцена, и поэтому наше внимание приковано именно к ее реакции.

Кроме того, оба персонажа находятся в углу кадра, отрезанные от всех остальных (а может быть, и от реального мира). Нам кажется, что мы становимся свидетелями интимного, деликатного момента. То, как Изабель держится за мужчину одной рукой, подчеркивает хрупкость этой встречи. Дени передает все эти эмоции незаметным для нас мизансценированием.

Глубина резкости

Стратегия фокусировки кадра

Когда режиссер определяет, на что в кадре наводить резкость, он думает не просто о том, что должно быть в фокусе, но и почему. Проще описать глубину резкости можно так: это участок пространства кадра, в котором объекты находятся в фокусе. Так, например, снимок с малой глубиной резкости имеет очень небольшую плоскость фокусировки (в этих кадрах основной объект находится в фокусе, но все перед ним и позади него остается размытым). Чем больше глубина резкости, тем шире область фокусировки. На техническом уровне чем больше диафрагменное число вашего объектива, тем больше будет глубина резкости. А с помощью длиннофокусного объектива можно ее уменьшить.

Эти технические характеристики могут показаться не такими уж важными: в конце концов, пока ваш главный герой хорошо виден, какая разница, что происходит в расфокусе на заднем плане? Давайте посмотрим, как глубина резкости может влиять на драматургию сцены.

Отчужденность

Лунный свет

2016

Режиссер: Барри Дженкинс

Оператор: Джеймс Лэкстон

Актер: Алекс Хибберт


Оскароносный «Лунный свет» – это история молодого темнокожего гея, пытающегося найти себя. Режиссер и соавтор сценария Барри Дженкинс изображает внутреннюю тревожность Широна множеством способов, но этот простой кадр говорит больше, чем целая пачка бумаги, исписанная диалогами. Он взят из первой части триптиха «Лунный свет».

Мы видим Широна в детстве (его играет Алекс Хибберт), когда мальчик начинает подозревать, что он гей. Сомнения относительно своей сексуальной ориентации – лишь одна из его тревог: мать борется с наркоманией, а в его жизни нет сильных мужских образцов для подражания, за исключением друга – местного дилера.

Широн переживает свои проблемы как реакцию на себя окружающих. И во многом ощущение отчуждения главного героя от среды рождается из малой глубины резкости. Сам Широн находится в фокусе, но мир вокруг него размыт. Его фигура отрезана от окружения, будто он находится в своем собственном пространстве. Если вы захотите изолировать персонажа таким образом, небольшая глубина резкости вам в помощь.

Запутанность

Мальтийский сокол

1941

Режиссер: Джон Хьюстон

Оператор: Артур Идисон

Актеры: Хамфри Богард, Мэри Астор, Бартон МакЛэйн, Петер Лорре, Уорд Бонд


Фильм, который стал классическим образцом использования большой глубины резкости, это «Гражданин Кейн», но о нем мы поговорим позже (см. ниже). Шедевр Орсона Уэллса отнюдь не единственный пример – и даже не единственный фильм 1941 года, в котором можно обнаружить этот прием.

В «Мальтийском соколе» мы следим за опытным частным детективом Сэмом Спейдом (Хамфри Богарт), который пытается помочь прекрасной незнакомке Рут Уандерли (Мэри Астор) в розысках ее пропавшей сестры. Режиссер и сценарист Джон Хьюстон, проводя Спейда через множество поворотов и отклонений от основной сюжетной линии, ставит перед собой задачу дать зрителю возможность как следует сориентироваться в каждой сцене.

Как можно увидеть на этом изображении, в фокусе остается весь кадр. «Мальтийский сокол» – это фильм в жанре нуар, и нам предлагается внимательно рассмотреть все подсказки и всех персонажей, с которыми сталкивается Спейд и которые, возможно, имеют отношение к исчезновению женщины. Большая глубина резкости создает ощущение запутанности, что, в свою очередь, добавляет происходящему немного романтизма, – а это вполне оправдано, поскольку исходным материалом послужил роман Дэшила Хэммета 1930 года.

Перерождение

Апокалипсис сегодня

1979

Режиссер: Фрэнсис Коппола

Оператор: Витторио Стораро

Актер: Мартин Шин


Галлюцинаторный военный фильм «Апокалипсис сегодня» со звездным Мартином Шином в роли Уилларда, американского военного, которому приказано убить Курца (Марлон Брандо), блестящего тактика, вышедшего во время Вьетнамской войны из-под контроля командования и ставшего неуправляемым. Уиллард не уверен, что сможет это сделать, но, как только встречает легендарного солдата в конце фильма, он выполняет свою смертоносную миссию.

Для иллюстрации духовного перерождения, которое претерпевает Уиллард, убивая Курца, режиссер Фрэнсис Коппола держит своего главного героя в фокусе, а его окружение – размытым. Визуально мы понимаем, что этот разочаровавшийся солдат уже не тот, кем был в начале своего путешествия: теперь он вне привычной среды. И возможно, во всем мире больше нет места для такого человека, как Уиллард, видевшего ужасы войны настолько близко. Повседневная жизнь будет для него с этого момента слишком странной.

И все это передается не через диалог. Мы чувствуем это из-за небольшой глубины резкости.

Съемка с движения

Следование за персонажами для энергии и динамики

Фильмы погружают нас в жизнь своих героев.

Бесплатный фрагмент закончился.
Хотите читать дальше?
Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы
Добавить цитату