2 страница
раз, вы захотите перечитать ее снова.


Патрик Ленсиони,

автор книги «Пять пороков команды»,

президент Table Group

I. Путешествие

* * *

Одним прекрасным солнечным днем Буч Коннор остановил грузовик неподалеку от калифорнийского пляжа Сэлмон-Крик. Наступил первый день длинного уик-энда — лучший день для того, чтобы поехать на пляж и заняться серфингом. В тот день эта же мысль пришла в голову многим другим серфингистам, и примерно через 30 минут после начала катания Буч решил отплыть подальше от толпы. Он начал энергично грести и вскоре оказался вблизи пляжа, где мог спокойно и в одиночестве предаться своему занятию.

Отплыв от других спортсменов примерно на сорок метров, Буч сел на доску верхом и начал качаться на водной глади в ожидании большой волны. Он заметил, как на горизонте начала формироваться прекрасная высокая волна, поэтому лег на доску в ожидании ее прихода. Внезапно он услышал громкий всплеск у себя за спиной. Буч обернулся и тут же застыл в ужасе при виде огромного серого спинного плавника, разрезавшего воду по направлению к нему. Мышцы Буча свело судорогой, и он замер, в панике глотая воздух. Внезапно он обрел способность видеть самые незначительные детали, окружавшие его; он слышал, как громко стучит его сердце, и видел, как скачут солнечные лучи по поверхности волн.

В надвигавшейся волне Буч увидел самый страшный кошмар своей жизни — огромную белую акулу, длина которой от носа до хвоста составляла более четырех метров. Буч почувствовал, как по его венам растекается страх. Когда высокая волна накрыла его, он изо всех сил погреб к спасительному берегу. Кроме него и акулы рядом не было никого; акула описала вокруг него круг, а затем устремилась прямо к нему. Акула медленно дрейфовала слева от него, а он настолько окаменел от ужаса, что не заметил, как его левая нога соскочила с доски и болталась в холодной соленой воде. «Она размером с мой “Фольксваген”», — успел подумать Буч, наблюдая, как огромный спинной плавник движется в его направлении. Внезапно он испытал непреодолимое желание протянуть руку и коснуться акулы. Она все равно меня убьет. Так почему бы перед этим не коснуться ее?

Акула не дала ему такой возможности. Ее огромные челюсти проплыли прямо под ногами Буча. Она начала всплывать, и нога Буча коснулась ее огромной головы в нескольких сантиметрах от распахнутой пасти. Буч в страхе дернулся и упал в воду с другой стороны доски. Шум от падения Буча в воду привел акулу в настоящую ярость. Она начала трясти головой и щелкать челюстями в попытке его схватить. Это ей не удалось, и она начала метаться, поднимая волны во все стороны. Как ни странно, но Буч, находившийся рядом с этой машиной для убийства весом более тонны, не получил ни царапины. Однако ему было ясно, что этот чемпион среди хищников вряд ли промахнется второй раз. Мысли о возможности спастись и выжить наполнили голову Буча так же быстро, как это сделал ужас буквально несколько мгновений назад.

Акула перестала щелкать челюстями и вновь начала описывать вокруг Буча сужающиеся круги. Вместо того чтобы забраться обратно на доску, Буч поплыл на животе, ухватившись за доску руками. Он стал вращать доску, превращая ее в своего рода барьер между собой и безжалостным убийцей, продолжавшим описывать вокруг него круги. Буч решил подождать, когда акула нанесет новый удар. Внезапно его страх превратился в гнев. Акула вновь приблизилась к нему, и Буч решил, что пришло время сразиться с ней. Он нацелил острый нос своей доски прямо на приближающуюся акулу. Когда она подняла голову из воды, готовясь атаковать, Буч ударил носом доски прямо в прорези ее жабр. Это заставило акулу вновь затрястись от ярости. Буч вскарабкался на доску и завопил «Акула!» в попытках привлечь внимание других серфингистов. Крики Буча и водовороты белой пены вокруг него заставили других серфингистов моментально выбраться на берег.

Буч попытался отплыть на безопасное расстояние, однако не успел сделать и нескольких гребков, как акула остановила его. Она преградила ему путь к берегу, а затем вновь начала кружить вокруг него. Буч понял, что его уклончивая тактика позволяет лишь отсрочить неизбежное, и парализующий страх вновь сковал его. Он лежал на доске и дрожал от ужаса, а акула продолжала описывать вокруг него круги. Буч собрал всю волю для того, чтобы держать нос доски в направлении акулы, однако страх не позволял ему нырнуть в воду и использовать доску в качестве барьера.

Мысли Буча метались от ужаса к печали. Он думал о том, что будут делать без него трое его детей и каким образом его подруга сможет устроиться в дальнейшей жизни. Он хотел жить. Он хотел избавиться от чудовища, но для этого ему нужно было успокоиться. Буч начал говорить себе о том, что акула может чувствовать его страх, как его чувствуют разъяренные собаки. Поэтому он решил, что должен взять себя в руки, так как именно его страх провоцировал акулу на атаку. К удивлению Буча, его тело послушалось. Дрожание прекратилось, и кровь вновь вернулась в его руки и ноги. Он почувствовал себя сильным. Он был готов опустить руки в воду и начать грести. И он начал грести — прямо в направлении берега. Ветер дул ему в лицо. Он понял, что путешествие к берегу превратится в пять минут безумной гребли, сопровождающейся ощущением того, что где-то за его спиной плывет акула, готовая атаковать его в любой момент. Когда Буч наконец добрался до берега, там его уже ждала взволнованная группа серфингистов и других отдыхающих. Серфингисты искренне поблагодарили его за предупреждение и похлопали по спине. Никогда еще для Буча Коннора ощущение твердой земли под ногами не было столь приятным.

Когда сталкиваются разум и чувства

В то утро происходила не только битва Буча с огромной белой акулой. Глубоко в мозгах Буча происходила еще одна схватка: его разум сражался с переполнявшими Буча эмоциями за контроль над поведением. Чаще всего победу одерживали чувства, порой негативные (парализующий страх), но иногда и позитивные (гнев, заставлявший его драться). Ценой огромных усилий Буч смог успокоиться и понять, что акула от него не отстанет, — и поэтому рискнул и начал грести к берегу, что и спасло ему жизнь. Скорее всего, большинству из нас никогда не придется сражаться с акулой подобно Бучу — однако в голове каждого из нас каждый день происходит та же борьба, что в мозгах Буча.

Каждый день перед нами встает задача эффективно управляться со своими эмоциями — одна из важнейших для любого человека, так