Но что произойдет, если шлюз будет слишком широко открыт? В организме образуется избыток эстрогена, который обычно связывают с эндометриозом, гиперплазией эндометрия, раком молочной железы и раком эндометрия. Неудивительно, что при каждом из этих заболеваний обнаруживается повреждение микробиома кишечника.
И наоборот, если микробиота слишком ограничивает открытие шлюзов, формируется эстрогеновая засуха. Синдром поликистозных яичников (СПКЯ), который характеризуется нарушением менструального цикла, аномальным ростом волос, увеличением веса, акне и резистентностью к инсулину, – это заболевание, вызванное нарушением регуляции эстрогенов. Но СПКЯ – это истинная потеря гормонального равновесия, при котором происходит увеличение выработки андрогенов (или тестостерона) в дополнение к изменению уровня эстрогена. Как оказалось, выработка андрогенов также частично опосредована микробиомом кишечника. Clostridium scindens — это кишечная бактерия, которая, как известно, преобразует глюкокортикоиды (например, кортизол) в андрогены в кишечнике. Так что если у вас слишком много C. scindens, у вас будет избыток андрогенов. Здоровый микробиом кишечника поддерживает в равновесии наши эстрогены и андрогены, в то время как СПКЯ связывают с дисбиозом.
Совершенно очевидно, что существует кишечно-гормональная ось, но давайте шагнем немного дальше. Похоже, что может существовать и ось кишечник-яички. Ребята, слушайте внимательно! Помните модель дисбактериоза? Повреждение микробиоты кишечника вызывает его повышенную проницаемость («дырявый кишечник») и позволяет бактериальному эндотоксину попасть в нашу систему. Ну, бактериальный эндотоксин выбирается из кишечника и через кровоток перемещается к яичкам, где сеет хаос. Наука говорит, что это служит причиной потери тестостерона и снижения выработки спермы. Это своего рода «усушка», вызванная состоянием кишечника. (Извините за этот мысленный образ.) Не говоря уже о влиянии на психическое здоровье, которое может выражаться в потере самоуважения и уверенности в себе.
Но связь между здоровьем кишечника и гормонами на этом не заканчивается. Вы когда-нибудь бывали на свидании? Наверняка вы при этом замечали, что вас либо очень привлекает, либо отталкивает запах того, с кем вы встретились. Исследования на животных продемонстрировали, что бактерии контролируют высвобождение гваякола и других фенольных соединений, создающих наш профиль запаха. На самом деле это феромоны, которые играют определенную роль в сексуальном влечении и брачном поведении. Другими словами, наши микробы на самом деле служат нам свахами. Интересно, что разные микробы выделяют разные запахи. Здоровые микробы производят аромат, достойный Афродиты, в то время как патогенные бактерии разбрасывают зловонные бомбы, которые держат людей на расстоянии. Не на микробы – хорошие напарники!
И раз уж мы заговорили об этом, вы никогда не задумывались, почему мы целуемся? На самом деле это выражение любви, проявленное в стремлении делиться своим микробиомом с другим человеком. Каждый раз, когда мы целуемся, мы передаем партнеру восемьдесят миллионов микробов, и наоборот. Есть предположение, что поцелуи могли появиться как способ проверки микробиома потенциального партнера на совместимость. Да, мы люди. Но все, что мы делаем как люди, так или иначе связано с нашей микробиотой, даже то, как мы любим друг друга.
Власть второго мозга над первым
Мозг наверху. Кишечник – внизу. Большинство людей считает, что эти органы совершенно не связаны между собой, и мозг работает как командный центр, а кишечник, ну, производит экскременты. В иерархии вещей мозг, очевидно, окажется на верхней ступени. Но недавно это разделение несколько размылось, поскольку мы обнаружили, что кишечник – это отдельная нервная система под названием «второй мозг» или «кишечная нервная система».
Возможно, сейчас вы задумались об этом впервые, но здоровье мозга на самом деле начинается в кишечнике, потому что они постоянно общаются друг с другом. Буквально прямо сейчас в вашем кишечнике более пятисот миллионов нервов посылают в мозг обратную связь через блуждающий нерв. Этих нервов в пять раз больше, чем в спинном мозге. Огромный поток информации!
И это только начало. Кишечные микробы способны взаимодействовать с нашим мозгом, задействуя иммунную систему и высвобождая нейромедиаторы, гормоны и сигнальные молекулы. Нейротрансмиттеры, например серотонин и дофамин, сильно влияют на наше настроение, уровень энергии, мотивацию и чувство вознаграждения. Кишечные микробы производят нейрогормоны – серотонин, дофамин, ГАМК (у-аминомасляная кислота) и норадреналин – и реагируют на них. На самом деле в кишечнике вырабатывается 90 % серотонина и 50 % дофамина. Предшественники серотонина и дофамина способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и изменять наше настроение или поведение. В целом кишечный серотонин способен влиять на перистальтику кишечника, настроение, аппетит, сон и функцию мозга.
И это только серотонин. В кишечнике вырабатывается более тридцати нейромедиаторов. В главе 3 мы обсудим один из основных способов улучшения здоровья мозга с помощью короткоцепочечных жирных кислот. Влияние здорового кишечного микробиома способно проникнуть сквозь гематоэнцефалический барьер, позволяя нам сохранить ум острым, уровень энергии высоким, а настроение расслабленным. И наоборот, повреждение микробиома кишечника связывают с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона, мигренью, хронической усталостью, аутизмом и СДВГ.
Если считать кишечник домашней базой для этих нейротрансмиттеров, то можно заметить, как при появлении проблем в кишечнике возникают ментальные расстройства, например депрессия и тревожность. Я ежедневно вижу это в своей клинике. Например, синдром раздраженного кишечника (СРК), подавленное настроение и тревожность очень часто совпадают. И мы очень долго маркировали этих пациентов неправильно. Мы не понимали, что в основе их тревожности или резких перепадов настроения может лежать заболевание желудочно-кишечного тракта. Теперь ясно, что, если ваш кишечный микробиом изменен или поврежден, то изменяется баланс серотонина, и вслед за ним изменяются настроение и моторика кишечника. Конечным результатом становится пациент с СРК и тревогой. Один из моих наставников, доктор Дуглас Дроссман, на протяжении десятилетий работал в центре исследований, выясняя эту важную связь.
Мы также выяснили, что у пациентов с СРК пятьсот миллионов кишечных нервов работают неправильно. Мы называем это состояние «висцеральной гиперчувствительностью», и это означает, что у них проявляются кишечные расстройства, тошнота или боль в животе в ответ на триггеры, которые большинство людей даже не замечают. Например, пациенты с СРК часто думают, что у них повышенное газообразование, но на самом деле это не так. Газообразование у них остается на прежнем уровне, но они по-другому на него реагируют из-за высокой висцеральной гиперчувствительности.
Кишечник влияет даже на наше поведение. Есть подтверждения, что кишечные микробы управляют нашей тягой к определенной пище. Случалось ли вам уезжать в отпуск и с нетерпением ждать возвращения домой, чтобы съесть старый добрый привычный обед? Так ваш микробиом общается с вами. На самом