Тем не менее существует множество аналогий между ранними годами интернета и сегодняшним этапом эволюции блокчейна, с точки зрения того, как эта технология будет принята обществом.
Не будем забывать, что для большинства компаний потребовалось около трех лет, чтобы полностью понять потенциал сети (примерно в 1994–1997 годах) после ее первоначальной коммерциализации, и потребовалось семь лет после того, как в 1983 году интернет начал действовать, до его полноценного вступления в игру. Несомненно, блокчейн останется полутаинственным, полукомплексным феноменом на период 2015–2018 годов так же, как он три года (2009–2012 годы) сводился к биткоину, прежде чем стал более заметным для широкой публики.
Введение к приложениям блокчейна
Мировая сеть не могла существовать без интернета. И блокчейну не обойтись без интернета. Сеть сделала интернет более полезным, потому что людей больше интересует использование информации, чем выяснение того, как подключить компьютеры друг к другу. Блокчейн-приложениям необходим интернет, но они могут обойти мировую сеть и предоставить нам другую версию, более децентрализованную и, возможно, более справедливую. Это одно из самых больших обещаний блокчейн технологии.
Блокчейну, как и мировой паутине, нужен интернетСуществует несколько способов создания блокчейн-приложений. Вы можете построить их изначально на блокчейне, или вы можете смешать их в существующем веб-приложении, и мы будем называть этот вариант «гибридными блокчейн-приложениями».
Разновидности блокчейн-приложенийПоскольку интернет состоит из общедоступной версии и нескольких частных вариаций, блокчейны тоже будут развиваться в этой логике. У нас будут публичные и частные блокчейны. Некоторые из них будут естественным образом привязаны к блокчейнам, тогда как другие могут быть гибридной имплиментацией, которая будет частью существующей мировой сети или частным приложением.
Четыре типа блокчейн-приложенийСильный нарратив блокчейна
Признаком сильного воздействия на технологию или тренд является сильный сопровождающий нарратив. В чем разница между рассказом и нарративом? В то время как история обычно последовательна и известна, нарратив создает большое число индивидуальных историй для тех, кто с ним взаимодействует.
Джон Хейгель хорошо объяснил эту разницу:
Истории самодостаточны – у них есть начало, середина и конец. С другой стороны, нарратив – это повествование с открытым финалом, результат не предрешен, его еще предстоит определить. Во-вторых, истории – это обо мне, рассказчике или других людях; но не о вас. Напротив, исход нарратива зависит от выбора, который вы сделаете, и от действий, которые вы предпримете, – вы и определите результат.
У интернета мощный нарратив. Если вы спросите у разных людей, как они используют интернет или что он значит для них, вы, несомненно, услышите разные ответы, потому что каждый человек использует интернет в соответствии со своими потребностями.
У блокчейна тоже мощный нарратив, потому что он стимулирует наше воображение.
Вот конкретные преимущества, которые, согласно Хейгелю, дает нарратив:
Дифференциация – помогает вам выделиться из толпы.
Способ достижения цели – мобилизует людей за пределами вашей компании.
Распределенные инновации – стимулирует инновации в неожиданных направлениях.
Привлечение – привлекает людей возможностями и проблемами, которые вы изложили.
Отношения – формирует устойчивые отношения с людьми, попавшими под обаяние вашего нарратива.
Джон Хейгель продолжает, указывая, что «речь идет о соединении и мобилизации других за пределами…». Замените точки «блокчейном», и вы получите мощное основание для сильного и продолжительного нарратива о блокчейне.
Мета-технологияБлокчейн – это мета-технология, потому что она влияет на другие технологии и, в свою очередь, состоит из нескольких технологий. Это как объединение компьютеров и сетей, которые построены на основе интернета. Изучая архитектурные слои блокчейна, вы обнаруживаете, что он состоит из нескольких частей: базы данных, программного приложения, нескольких компьютеров, подключенных друг к другу, клиентов, имеющих доступ к нему, программной среды, на которой он основан, инструментов для контроля над ним и других частей (которые будут рассмотрены в главе 6).
Блокчейн – это не просто новая технология. Это технология, которая бросает вызов другим существующим программным технологиям, поскольку она может заменить или дополнить существующую практику. По сути, это технология, которая изменяет другую технологию.
В прошлый раз мы были свидетелями такой каталитической технологии в период появления всемирной паутины. Сеть также изменила способ создания программных приложений, она принесла с собой новые программные технологии, которые бросали вызов и заменяли предыдущие. В 1993 году HTML, язык разметки, изменил публикацию. В 1995 году Java, язык программирования Web, изменил программирование. Несколькими годами ранее TCP/IP, компьютерный сетевой протокол, начал менять сетевое взаимодействие, делая его полностью совместимым во всем мире.
С точки зрения разработки программного обеспечения, одним из самых больших изменений в парадигме, на которые претендует блокчейн, является брошенный им вызов функции и монополии традиционной базы данных в том виде, как мы ее знаем в настоящее время. Поэтому нам нужно понять, как блокчейн заставляет нас глубоко переосмысливать существующие конструкции базы данных.
Блокчейн изменяет способ написания приложений через новую форму языков сценариев, которые могут программировать бизнес-логику как «умные» контракты, которые применяются на блокчейне.
Программное обеспечение, теория игр и криптографияДругой способ попытаться понять блокчейн состоит в том, чтобы рассматривать его как триаду, объединяющую известные нам области: 1) теорию игр, 2) науку криптографию и 3) разработку программного обеспечения. Отдельно эти сферы существовали в течение длительного времени, но впервые они пересеклись вместе и гармонично преобразились в рамках технологии блокчейна.
Теория игр – это «изучение математических моделей конфликта и сотрудничества между разумными мыслящими людьми, принимающими решения». И это связано с блокчейном, потому что блокчейн биткоина, первоначально придуманный Сатоши
Накамото, должен был решить известную головоломку теории игр – «задачу византийских генералов»[3].
Решение этой задачи заключается в том, чтобы гарантировать победу за счет смягчения последствий любых попыток небольшого числа нечестных генералов солгать о координации своих сил в атаке.
Это достигается путем процесса проверки работы, которая была осуществлена при обработке отправленных сообщений, и ограничения времени для необходимого просмотра сообщений, обеспечивающего их достоверность. Учитывать «отказоустойчивость византийской схемы» важно, поскольку она начинается с предположения, что вы не можете доверять кому-либо, и тем не менее система обеспечивает уверенность в том, что транзакция прошла и безопасно достигла контрагента, не пострадав от потенциальных атак, – это основано на доверии к сети.
Этот новый метод достижения безопасности в завершении транзакции имеет фундаментальные последствия, поскольку он ставит под вопрос существование и роль нынешних доверенных посредников, которые традиционно занимаются проверками транзакций. Это заставляет нас задуматься над экзистенциальным вопросом: зачем нам центральная власть для обеспечения центрального доверия, если мы сможем достичь такой же достоверности, когда транзакция перемещается от одного партнера к другому через сеть, в которую «встроено» доверие?
Криптографическая наука используется во многих местах для обеспечения безопасности блокчейна, и она опирается на три базовых концепта: хэширование, ключи и цифровые подписи. «Хэш» – это уникальный «отпечаток