В командировочной поездке по Европе я встретил эффектную рыжую девушку из Эстонии и уговорил ее приехать ко мне в Нью-Йорк. Остановиться она должна была у меня, в жуткой квартирке в Челси, которой я глубоко стыдился. Кристина приехала. Она была так рада наконец-то оказаться в Нью-Йорке, что запрыгала от радости. К несчастью, прыгала она на кровати Джеймса.
– Эммм, – сказал я, – это кровать моего соседа. Моя вон там.
– У тебя есть сосед? Ты живешь не один? Но как тогда мы… ну… уединимся? – Кристина была изумлена и немного растеряна.
Я указал на приспособление, которое должно было позволить нам уединиться: розовая занавеска для душа, отделявшая мой маленький уголок студии от остального пространства, принадлежащего Джеймсу. (Да, я не мог позволить себе купить настоящую занавесь – настолько я был беден.) И пусть занавеска была полиэтиленовой и некрасивой, свою задачу она выполняла – благодаря ей мы и проводили, м-м-м, незабываемые ночи.
Понятия не имею, что Кристина во мне нашла, но через три года мы поженились. Сейчас у нас двое чудесных детей и дом с очень хорошими занавесками.
Если бы я не ушел из Microsoft, не потерял другие возможности устроиться на хорошую работу, не оказался бы в Нью-Йорке без денег, я бы никогда не познакомился с женой. Серия неудач, где одна цеплялась за другую, привели к невероятному стремительному взлету: я познакомился с женщиной, которая стала моей женой и мамой моих детей.
Что дальше
В следующих главах я помогу вам рассмотреть убеждения и системы вашей жизни, и вы определите, что вам помогает и что мешает. Мои инструменты позволят вам раскрыть свой потенциал и стать необыкновенным человеком. Вы сбросите оковы культурного багажа прошлого, расширите видение будущего и ощутите перемены. Вы станете иначе воспринимать жизнь, действовать, добиваться целей и общаться с другими людьми. Давайте вместе перейдем на тот уровень осознанности, где хорошо просматриваются границы привычных систем и можно выйти за их рамки, где можно понять, что хотя мы и принадлежим к определенной культуре, народу или религии, мы являемся их частью только потому, что родились в конкретной семье, в определенном месте и в определенное время. И это относится к каждому человеку на Земле. Мы те, кто мы есть, потому что живем в культурном пространстве. Но что будет, если мы научимся подниматься над ним? Что будет, если понять, что ни один человек не лучше другого? Ни один человек не выше другого? И каждый из нас может быть сверхспособным?
Серьезное предупреждение
Позвольте предупредить вас перед тем, как мы двинемся дальше. Подвергать сомнению культурное пространство непросто. Вот только часть того, что может пойти «не так», если вы продолжите читать эту книгу.
• Возможно, вы захотите поспорить с ожиданиями ваших близких, и они на вас рассердятся.
• Возможно, вы решите разорвать свои нынешние отношения.
• Возможно, вы решите растить детей с иными убеждениями.
• Возможно, вы захотите сменить религию или создать собственную систему верований.
• Возможно, вы захотите поменять карьеру.
• Возможно, вы начнете одержимо стремиться к счастью.
• Возможно, вы решите простить своего обидчика.
• Возможно, вы перечеркнете список жизненных целей и напишете новый.
• Возможно, вы станете приверженцем какой-либо духовной практики.
• Возможно, вы разлюбите кого-то и полюбите себя.
• Возможно, вы бросите карьеру и откроете свой бизнес.
• Возможно, вы решите бросить бизнес и заняться карьерой.
• Возможно, вы найдете цель жизни, которая вас очень обрадует и слегка напугает.
Мой друг Питер Диамандис, основатель и глава Фонда X-Prize, сказал:
Если не можешь выиграть, меняй правила.
Не можешь изменить правила – не обращай на них внимания.
Обожаю этот совет. Но прежде чем оспорить правила культурного пространства, нужно определить те из них, которые
не дают идти вперед, мешают вам и управляют вами (знаете вы об этом или нет).
Наверное, вы не удивитесь, узнав, что все начинается с языка, точнее сказать, с нового слова, потому что чем четче мы что-то определяем, тем лучше мы это видим.
Вот наше новое слово: дуравила.
Глава 2. Оспорить дуравила. Глава, в которой мы узнаєм, что мир стоит на дурацких правилах, которые передаются из поколения в поколение
Ты узнаешь, насколько зависит от твоей точки зрения то, что ты считаешь истиной. Кто глупее: глупец или тот глупец, что идет за ним?
Афоризмы Оби-Ван Кеноби, «Звездные войны»
Ложь, в которую мы верим по своей воле
В первой главе мы узнали, как получилось, что люди одновременно живут в двух мирах: материальном мире абсолютной истины и культурном пространстве истины относительной. Все истины культурного пространства, все убеждения, что нам дороги, – идентичность, религия, национальность, представления о мире – всего лишь умственные построения, которые мы считаем правдой по своей воле. Многие из них кажутся нам истинными только потому, что их насаждали с самого детства, и дальше их поддерживало общество, в котором мы росли.
Люди вовсе не так рациональны, как нам кажется. Стоит только подвергнуть тщательному анализу убеждения, которыми мы дорожим и считаем «истиной», как многие из них не выдержат критики. Наши представления о мире меняются, переворачиваются, расширяются и сужаются по мере того, как разные культуры, идеологии и убеждения сталкиваются, борются и заигрывают друг с другом. Убеждения распространяются точно так же, как любая болезнь, – один человек заражает другого. Очень редко мы выбираем убеждения; как правило, они передаются как «социальная зараза» – от разума к разуму, минуя стадию критического восприятия.
Наши так называемые истины обычно не оптимальны. Пол Марсден, специалист по психологии потребителей, доктор психологии из Лондонской школы экономики, в работе «Меметика и социальное заражение: две стороны одной монеты?» пишет:
«Несмотря на то что нам нравится полагать, будто мы сознательно и рационально решаем, как реагировать на ситуации, факты социального заражения свидетельствуют, что это не вполне так. Исследования показывают, что это не мы производим и используем убеждения, эмоции и поведенческие схемы, а убеждения, эмоции и поведенческие схемы „используют“ нас. ‹…› Согласно этим теориям, когда мы не знаем, как реагировать на стимул или ситуацию, мы обращаемся к другим людям за примером поведения и сознательно его повторяем».
Поразительное заявление. Доктор Марсден говорит, что когда мы принимаем решения, куда более вероятно то, что мы последуем общественным настроениям, чем сделаем выбор, основываясь исключительно на собственных мыслях и представлении о собственном благе. Не мы пользуемся убеждениями – они «используют» нас.
Далее доктор Марсден пишет:
«Факты свидетельствуют о том, что мы наследуем и передаем поведение, эмоции, убеждения и верования не по сознательному выбору, но посредством заражения».
Полагаю, это одно из