2 страница
моей биографии. Интересно, откуда они ее взяли? Судя по формулировкам и полноте, явно какой-то официальный источник.

– А что, разумно, окончил школу и иди работай… Так, продолжим. В школе учился средне. Интересовался компьютерами и программированием.

Ага, «средне» в нашей школе было покруче иного золотого медалиста в другой, попроще. Все мои одноклассники поступили во все вузы, в которые хотели, включая МГИМО и престижные факультеты МГУ. Ну а компьютерами тогда все интересовались, время такое было.

– Поступил в институт на специальность промышленная автоматика. Это что такое?

– Управление технологическим процессом. Металлургия, энергетика, машиностроение.

– А почему не на программиста, ты же интересовался компьютерами?

– Отец считал программирование баловством, а я был послушный сын. Да и автоматика современная – компьютеры и есть.

– Отрадно слышать. Так, что у нас дальше? Во время учебы в институте интересовался компьютерами и программированием. Работал на условиях частичной занятости в институте, принимал участие в научной работе. Интересовался темой IT-безопасности и хакерства. Активный участник эхо-конференций FIDO RU. HACKER и MO. HACKER. Что такое FIDO?

– Это когда еще не придумали интернет, люди общались по модему… Через телефонную сеть.

– А мне казалось, интернет был всегда… Ладно, продолжим. Первое место работы – компания «Информационная защита». Какое интересное название. Мечта для молодого человека, грезящего хакерством! Ковырять разные защиты, да еще и за зарплату!

– Я был просто программистом. А фирма занималась не взломом, а, наоборот, именно защитой.

– Ну да, ну да. Ого, всего через полгода уволился. Почему?

– Поругался с начальником.

– Или понял, что в любом нормальном государстве все, что связано и с защитой, и с ее взломом, находится под присмотром Большого Брата?

Я промолчал. И оттого, что вопрос был риторическим, и оттого, что мужик был по сути прав.

– Следующее место работы – ООО «Промавтоматика». Инженер-наладчик. Решил поработать по специальности? Похвально.

Я опять промолчал. Не рассказывать же, что после работы в гэбэшной «Информзащите» меня не брали ни в одну программерскую контору и вообще шарахались как от чумного. А на «Промке» без разговоров оформили новую чистую трудовую книжку.

– Через три года – новое место работы. «Промавтоматбанк», программист. Надоело работать по специальности?

– Надоели постоянные командировки. Да и зарплата повыше.

– Хорошо. Еще через пять лет и по настоящее время – в том же банке, но уже бизнес-аналитик. Отчего такой кульбит?

– Разобрался в банковских делах. У аналитика зарплата вдвое выше, а работы вдесятеро меньше.

– По биографии серьезных замечаний нет?

– Серьезных – нет.

– Тогда самое время перейти к основной причине нашего с тобой разговора.

Визитер вытащил из папки и кинул мне на колени несколько распечаток с новостных сайтов. Одна итальянская, две американских. Моя фотка паршивого качества, с визы, судя по всему, еще какие-то плохо различимые рожи. Здоровенный заголовок Arresto di hacker russi – даже по-итальянски понятно. Отложил итальянскую, взял Sun, вчитался в статью. Поднял недоумевающий взгляд на собеседника.

– Бред какой-то. Организация преступного сообщества, вмешательство в работу компьютерных систем, мошенничество в банковской сфере и отмывание денег. Это о ком вообще? При чем тут я?

– О тебе и твоих дружках. О тех, кто ограбил Ситибанк на полтора миллиарда долларов позавчера вечером.

3

Хорошо, что я сидел. Как-то сразу поплохело, перед глазами поплыло, сердечко забилось.

– Хочешь знать, что расскажет суду прокурор? Что ты с детства интересовался хакерством, активно искал информацию по взлому. Что после учебы тебя взяли в секретную фирму, где хозяйничает КейДжиБи, и там учили секретным методикам хакинга. Что ты пошел работать в банк, чтобы изучить банковскую систему изнутри и определить слабые места. Что ты нанял себе в помощь известного хакера Митри Полиакофф по кличке GygaZoid, а тот нашел специалиста по офшорам и отмыванию денег Виктор Протопопофф. И все вы одноклассники.

Я все еще сидел, поэтому и не свалился, только сердце еще прибавило оборотов. Снова поднял газету, вгляделся в фотографии. Димку я недавно видел, и изменился он слабо. А вот специалист по отмыванию денег заматерел со школьных времен и угадывался с большим трудом.

– Позавчера вечером вы проникли в компьютерную сеть Ситибанка и через SWIFT перевели на множество счетов во множестве разных банков денег на полтора миллиарда долларов. Расчет был правильный, вечером в пятницу никто уже не думает о работе, и кража обнаружилась бы не раньше понедельника. Вот только вы не учли разницу в поясном времени, и офис в Лос-Анджелесе засек странные переводы из закрытого уже офиса в Нью-Йорке. Большую часть переводов отследить не удалось, они без следа растворились на Виргинских островах и в прочих мировых прачечных. А вот три суммы ушли в Россию, в Сбербанк, на карточные счета… пабам! Полиакоффа, Протопопоффа и твой, мой невинно арестованный друг.

Мужик достал из папки мой мобильник, нажал кнопочку, показал мне, не выпуская из рук. От абонента 900 красовалась эсэмэска о том, что счет пополнен на… Я еще раз пересчитал нули… все правильно, на пятьсот тысяч. Долларов США.

И вот тут мне поплохело в третий раз. С такой суммой на счете, внезапно пришедшей неизвестно от кого, я и среди родных осин становлюсь объектом пристального внимания как правоохранителей, так и правонарушателей.

– Потом прокурор зачитает куски из твоей писанины на форумах в интернете, из которой следует, что ты считаешь Америку врагом номер один, патологически ненавидишь англичан за все беды, причиненные ими России, зато сочувствуешь ирландцам, что ЛГБТ для тебя – ругательное слово, а людей с другим цветом задницы ты так дословно и называешь. Люди с цветными задницами вообще очень обидчивы, когда дело касается цвета их задниц, запомни это!

А теперь представь, что присяжных мы подберем правильных. Там будет ветеран, контуженный во Вьетнаме, не отличающий коммунистов от русских и ненавидящий и тех, и других, там будет прибалт, который родился в Канаде, но русских на всякий случай считает оккупантами, там будет англичанин, пара чернокожих, один индеец, пара лесби, пара геев и грузчик из порта, ненавидящий всех белых воротничков. И начинающий политик до кучи, которому нужен пиар на антироссийском шуме. Это модно сейчас. Как думаешь, парень, признают они тебя виновным или нет?

А еще на суде будут люди из банка, которым очень хочется получить твой скальп и деньги. Или хотя бы скальп, если деньги не вернуть.

Очень обидно сидеть в тюрьме и не иметь возможности воспользоваться украденной кучей денег. Особенно когда ты ни при чем.

Тут он встал и вышел, а я остался сидеть с разинутым ртом.

4

Димка Поляков в школе учился получше меня. Ботаником не был ни разу, но заинтересовавшись чем-то, мог долго втихаря изучать тему, а потом выдать что-то удивительное. Близко мы не сошлись, хотя общались вполне по-дружески. После школы тоже иногда пересекались. Он отучился на программиста, сразу ушел в какой-то бизнес. И