5 страница из 9
Тема
вариант, когда в банке у вас работает хороший приятель или друг – в ранге председателя, члена правления или крупного акционера. Который по дружбе может рассказать о реальном положении дел.

Кризис 1998 года. Жестокий азиатский привет

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Лев Толстой, великий русский писатель

Самый страшный, не считая нынешнего, кризис в своей бизнес-истории я пережил в 1998 году. Рецессия долбанула по Юго-Восточной Азии, как дракон многотонным хвостом, в конце 1997-го. Экономика «Азиатских тигров»[5] росла слишком быстро и в итоге не выдержала. Одной Азии кризису оказалось мало, и в 1998 году он стал мировым. До России он добрался позже, чем до других стран. Но оттянутая пружина и бьет больнее: 17 августа 1998 года страна объявила дефолт. В комплекте с ним пришла мощнейшая девальвация. Доллар с 6 рублей прыгнул на 21. Шокированные, мы бродили по руинам экономики.

Госдолг – огромный, и он только увеличивается. Кризис ликвидности во всех сферах – от недвижимости до фондового рынка. Разоряются десятки тысяч малых и средних предприятий. Каждый день лопается какой-нибудь банк, сгорают вклады. Уровень жизни обвалился, количество безработных удвоилось. Больше всего захотелось расслабиться и просто мирно перестать жить. Многие так и сделали – против лома нет приема.

Но мы вспомнили слова товарища Сухова из фильма «Белое солнце пустыни»: «Тебя как – сразу прикончить или желаешь помучиться?» – «Лучше, конечно, помучиться». На фоне грозящего банкротства я ввел в компании жесткие антикризисные меры. Сохранил финансовую подушку. Мы решили дождаться, когда экономика опустится на самое дно, чтобы первыми от него оттолкнуться. И мы действительно стали первым предприятием в отрасли, которое открылось уже в апреле 1999 года. Мы выжили и рванули вперед, обогнав всех на рынке. Вскоре мы стали предприятием № 1 концерна «Ауди» в Европе. (Подробно эту историю я описал в книге «Ген директора. 17 правил позитивного менеджмента по-русски». Советую: почитайте. А если читали, прочтите еще раз. Будет полезно.)

Показательный момент: азиатский кризис 1997 года начался с Японии, и Страна восходящего солнца до сих пор от него не оправилась. До середины 1990-х экономика Японии развивалась рекордными темпами, прибавляя по 4–7 % ВВП ежегодно. А с 1998 года и до сего дня штиль: 0,5 %, 1,9 %, 0,7 %… Кризисы бесследно не проходят. И они умеют подрывать не только гигантские компании, но и целые страны.

Урок. Если инвестировали деньги в новый проект, вышли на рынок, еще не достигли точки безубыточности, а тут вдруг разгорается кризис – не торопитесь ввязываться в бой на одной смелости и отваге. Зачем идти на обгон, если видишь, что навстречу летит КамАЗ?! Ждите, когда покажется свет в конце тоннеля. Смиритесь с текущими убытками. Сохраните финансовую подушку. Дождитесь последнего часа перед рассветом, когда особенно сгущается тьма. А потом – стартуйте первым.

Кризис 2008 года. «Из Америки с любовью»

Любой кризис хуже, чем представление о нем.

Предположительно, из законов Мерфи

Сейчас о кризисе-2008 можно рассказать сухим языком экономических сводок. А в его разгар рынок сотрясали крики, стоны, зубовный скрежет и ненормативная лексика. Кризис стартовал в 2007 году в США. Начался как серия вроде бы небольших проблем на ипотечном рынке. Но рухнул банк Lehman Brothers, и накрыло всю планету. В 2009 году мировой ВВП впервые со времен Второй мировой войны показал отрицательную динамику.

Для России кризис усугубился двумя проблемами: внешний долг компаний страны к началу октября 2008 года достиг 527 миллиардов долларов, а подешевевшая нефть сделала дефицитным госбюджет.

Об этом кризисе я уже сказал в предисловии. Вкратце напомню: до конца лета 2008 года все шло сказочно. Рынок рос, наши предприятия цвели и приносили рекордную прибыль. Но наступил сентябрь, и впору было хором затянуть Шуфутинского про третье сентября: «Но почему, но почему расстаться все же нам пришлось…» А расставаться пришлось с клиентами, прибылью и уверенностью в завтрашнем дне.

И в очередной раз меня спас мой «антикризисный» листочек. Не откладывая, одну за другой, я начал вводить антикризисные меры. И уже к концу года мы вышли на траекторию развития компании.

Кстати, о листочках. Существует авторитетный рейтинг Fortune 500 – перечень 500 крупнейших по выручке мировых компаний. Ежегодно его публикует американский деловой журнал Fortune. В мае 2019 года генеральным директорам компаний, входящих в этот рейтинг, задали вопрос: есть ли у вас антикризисный план? Результат меня шокировал: положительно ответили только 50 %! И это – ведущие мировые компании! Если же брать нашу, российскую, действительность, уверенно заявляю: такой план имеется в лучшем случае у одного из сотни генеральных директоров.

Урок. Не устаю повторять: у каждого ГЕНдиректора (если он ГЕНдиректор!) должны быть в наличии планы антикризисных мер. Первый пакет, второй, третий – в зависимости от глубины и сложности кризиса. Не жди «жареного петуха» – поверь, ему хватит кого клюнуть.

Кризис 2013–2016. Наш, доморощенный

В кризисной ситуации самый дерзкий курс часто бывает самым безопасным.

Генри Киссинджер, американский политический деятель и дипломат

С конца 2013 года в российской экономике наблюдается застой. К нему, уверен, привела неэффективная система управления в государстве, которая проявилась еще в середине 2012 года. А уже весной 2014-го в дело вмешалась большая политика: Украина, Крым, санкции. Нефть дешевеет. Доходы россиян падают.

На несколько секунд отвлекитесь от чтения и наберите в поисковике: «Курс доллара в России». Увидели цифру? А еще 1 января 2014 года доллар стоил 32,66 рубля. Да, не верится. До весны рубль на этом уровне продержался – спасал Центробанк, продававший миллиарды долларов для поддержания нацвалюты. Но 10 ноября 2014 года рубль отпустили в свободное плавание, и на курс стало страшно смотреть.

12 декабря доллар уже 54,79 рубля. 16 декабря вписано в историю России как очередной «черный вторник»: в процессе торгов доллар стоил до 80 рублей, однако к вечеру укрепился почти до 68 рублей. Среда 17 декабря – доллар по 61,15 рубля! Правда, к концу дня рубль укрепляется, но цифры все равно пугают.

К концу 2014 года доллар нашел равновесие на планке 56 рублей. Агентство Bloomberg признало рубль «худшей валютой 2014 года»: за год она потеряла 58 % стоимости по отношению к доллару США…

Но все это было позже. А чуть раньше совершилась самая выгодная сделка в автомобильной отрасли в истории России. С моим участием.

В 2012 году я почувствовал: скоро быть кризису. Об этом говорила статистика, которую я вел на уровне отрасли. О том же нашептывало потребительское поведение клиентов. Плюс сработала моя интуиция – проще говоря, «чуйка». В компании нас, партнеров, было четверо. Я изложил коллегам свои опасения. Мне не поверили. Встретились еще раз, поговорили – всего совещались раз двенадцать. Они не могли понять: о чем я вообще? Какой кризис? 2012 год – пик в нашей отрасли, рынок растет. У нас же почти миллиардный оборот!

Но я их убедил. Мы приняли решение продать группу компаний «АвтоСпецЦентр» и 30 июля закрыли сделку. А начавшийся в 2013 году кризис, я уверен, так и не закончился. И нынешний «корона-нефтяной» – лишь его продолжение. Судите сами: за последние

Добавить цитату