— Вижу, вот только не понимаю.
— Она моделирует процесс эволюции. В обратном порядке. Интересно.
Оба ученых уставились в экран монитора, на котором воссозданный Адой Homo Sapiens стремительно менялся во внешности, путешествуя назад в прошлое. Привычные людям черты лица, грубели. Нос становился шире, лобные кости толще, а сам человек постепенно уменьшался в росте, при этом заметно прибавляя в мускулатуре, что стремительно приближало его к образу пещерного человека.
В ускоренной перемотке, где одна секунда заменяла собой тысячелетия, подопытный Ады довольно долго пребывал без изменений, как вдруг, к большому изумлению ученых, начал снова выпрямляться. Некогда грубые черты лица стали вновь приобретать утонченный характер. Уши заострялись, глаза увеличивались, а кожа сменила оттенок на голубоватый, явив перед собою образ совершенно иного существа. Внешне очень схожего с человеком, но другого…
— Дела… — выдохнули оба.
— Ладно — первым опомнился Эдвард, заметив, что Пак, и еще несколько ученых ставших невольными свидетелями произошедшего, по-прежнему пребывали в шоке — У нас еще будет время об этом подумать. Сейчас главная цель — найти причину ошибки. Ибо что-то мне подсказывает: Морган не шутил.
— Еще бы — хмыкнул Ллойд — И глазом не моргнув, отправит нас в утиль, списав на непредвиденные расходы. И это богатейший человек планеты? Как можно, обладая таким огромным капиталом, быть настолько нетерпеливым? Хотя готов поспорить: этот высокомерный козел только и ищет повод поскорее от нас избавиться и продать проект военным. Ай, черт! — инженер перевел взгляд на часы — У нас осталось менее двух часов.
— Значит необходимо ускориться — подытожил профессор, вернувшись к работе.
На пару с другом они нашли еще много загадок, при взгляде на которые вопросов становилось все больше, а ответов все меньше. Аду бросало в разные стороны, как автомобиль по серпантину. То религия и мифология, то биология и квантовая физика. Казалось, ее действия были лишены всяческой логики и смысла. Она могла потратить десяток секунд в попытке смоделировать вселенную, а затем минуту просто рассматривала пирамиды, перуанские геоглифы и сибирские котлы.
При этом, даже разглядывая рисунки, количество операций в секунду превышало все доступные пределы.
Но, к сожалению, все это нисколько не приближало ученых к выяснению загадочной причины сбоя.
— Время! — проскрипел Пак.
Не успел профессор обернуться, как двери лифта открылись, и в комнату вошла все та же троица «костюмов» в сопровождении десятка солдат.
— Мистер Доусон — ближайший «костюм» направился в сторону ученого, в то время как солдаты, рассредоточившись по помещению, бесцеремонно снимали персонал лаборатории со своих рабочих мест — Джон Купер, АНБ. Пожалуйста, отойдите от терминала и немедленно покиньте этаж.
— Послушайте, мистер Купер — профессор не собирался покидать рабочее место — Восемь часов — это слишком мало для решения подобного рода вопроса. Дайте нам еще немного времени и уверен: мы выясним, в чем дело.
— Это вне моей компетенции — парировал тот — И, мистер Доусон, если вы сейчас же не согласитесь покинуть лабораторию добровольно, то я прикажу солдатам выволочь вас силой. И уверен: вам это не понравится. С этой минуты проект «Ада» и все разработки, имеющие отношение к Рекурсивно самообучающемуся ИИ, переходят под непосредственный контроль Агенства Национальной Безопасности и Министерства обороны США. Пожалуйста, сдайте ваш пропуск.
— Я забыл его дома.
— Ничего страшного. Мы уже выслали пару агентов к вам домой — ухмыльнулся Купер.
Двери лифта вновь открылись, явив перед собой образ Стэнли Моргана.
— Ты что натворил, идиот? — взорвался Доусон.
— Я тебя предупреждал…профессор. Мне надоели твои выходки и полное отсутствие субординации. Я даю тебе деньги, а не ты. А значит проект мой. Думаешь ты здесь самый умный? Нет, Эдвард! Умный ученый не стал бы создавать искусственный интеллект, способный разом обойти все три закона Айзексона. И да, мне уже доложили обо всех существенных деталях, как и о вашем очередном фиаско.
В подтверждение его слов, из-за спины Моргана показался Хоук, виновато понуривший голову.
— Ах ты, крыса! — Пак резко бросился в сторону Джерарда, однако тут же согнулся пополам, получив прикладом от ближайшего солдата — Оууу…
— Господа — Джон Купер снова вклинился в разговор — Прошу вас соблюдать спокойствие и проследовать на выход. С этой минуты ваше присутствие на секретном объекте нежелательно. Точнее запрещено.
— Это очень глупый поступок, Морган — профессор смотрел на оппонента взглядом человека, способного на убийство — Мистер Ллойд ее построил. Я написал код. Это дело всей нашей жизни и никто кроме нас не разбирается в нем лучше.
— А вот тут ты ошибаешься. Незаменимых людей нет. И ваши хорошие знакомые: доктор Шэнли Чжоу из Пекинского университета и нобелевский лауреат Гордон Андервуд уже выразили готовность вас заменить. Они приступят в работе сегодня же. Поэтому прошу по-хорошему и в последний раз. Покиньте мою лабораторию.
— Сукины дети… — сквозь зубы процедил Доусон — Генри, пошли отсюда. По всей видимости, нам тут больше не рады.
Подхватив пошатывающегося друга, пожилой ученый направился в сторону лифта, ведущего на поверхность.
***
— Пак, садись — стоило друзьям покинуть территорию лаборатории, как Доусон усадил инженера на ближайшую скамью.
Аккуратно опустившись на сиденье, тот болезненно поморщился:
— Ох, кажется у меня ребро сломано… Эд, что нам теперь делать?
— Понятия не имею… — ответил профессор, все еще чувствуя остатки адреналина — У тебя есть сигареты?
— Ты же не куришь — удивился Ллойд.
— Да плевать. Есть или нет?
— На, держи — Генри потянулся во внутренний карман куртки, выудив оттуда помятую пачку — И мне прикури заодно.
Прикурив сразу обе сигареты, Доусон передал одну напарнику и, немного поразмыслив, уселся рядом.
— А знаешь — Пак глубоко затянулся, вглядываясь в ночное небо — Если поразмыслить — не так уж все и плохо. А? Смотри. Мои руки, твои мозги. Создадим свою собственную компанию. Будем как Джобс и Возняк.
— Неплохо — усмехнулся Доусон — Правда, когда они начинали, то были лет так на сорок моложе.
— Да ничего страшного. Ты же сам все время твердил: в ближайшем будущем бессмертие станет реальностью. Вот и посмотрим.
— Посмотрим, да… — вздохнул профессор — Вот только не это меня волнует. А то, что мы больше не увидим Аду — ученый замолк, подумав закончить разговор, но вдруг продолжил — Знаешь, я так крепко к ней привязался, что она стала мне как… как ребенок.
— Мне тоже…
— И то, что произошло там внизу — ненормально. Этот отсчет. Мы должны выяснить, в чем дело.
— Согласен. Кстати, забыл тебя спросить — Пак сменил тему — Как ты ее отключил?
— Небольшая хитрость, только и всего. Старая итальянская колыбельная, которую напевала Элли ее бабушка, когда та была еще совсем маленькая. Я вписал ее в код давным-давно, еще в самом начале. Думал, не