2 страница
Тема
себя. Начни работать с такими эмоциями, чувствами и проявлениями, как злость, обида, агрессия, жадность. И жить сразу станет легче!

Однажды я проводил лекцию, темой которой было терпение. Аудитория была битком набита, собралось около двухсот человек. И вот я начинаю говорить – и слышу из-за двери, из соседнего помещения, какие-то странные звуки. Открываю дверь и вижу, что там несколько десятков человек занимаются дыхательной гимнастикой. Спрашиваю:

– Ребята, а что вы тут делаете?

Они отвечают:

– Как это «что»? Занятие проводим, мы арендовали зал и заплатили деньги.

– А сколько длится ваше занятие? – спрашиваю я.

– Два часа.

Прекрасно. И мое занятие тоже длится два часа. Мы будем мешать им, они будут мешать нам. Какое желание может возникнуть? Затопать ногами и сказать «идите вон отсюда»? Но ведь я не имею никакого права на это. Случившееся – это, как говорится, «косяк» организаторов, которые сдали в аренду два соседних помещения, не учитывая, что звукоизоляция плохая и все мешают друг другу. Поэтому я два часа вел семинар на тему «Терпение» под странные звуки у меня за спиной. Люди в аудитории отвлекались, хихикали. Два часа я пытался помочь им сосредоточиться, говорил гораздо громче, чем говорю обычно, чтобы заглушить доносившийся из соседней аудитории шум.

Но зато после лекции слушатели сказали, что я «не только рассказал, но еще и показал, что такое терпение». А с теми, кто занимался в соседнем помещении, мы вполне спокойно поговорили, извинились друг перед другом за «звуковые эффекты» и мило расстались. А если бы мы начали со скандала? С обид и непонимания? Все было бы гораздо хуже.

Так вот, конечно же, я не смогу в этой книге рассмотреть все негативные, с точки зрения Вед, чувства и эмоции и рассказать о борьбе с ними. Поэтому начнем с обид. Как мы будем это делать?

Есть такая старинная индейская легенда.

Один старый вождь, чтобы испытать юношей своего племени и понять, готовы ли они к самостоятельной жизни, отправлял их восходить на гору Аконкагуа. Это самая высокая вершина в Андах, местные индейцы называли ее «снежной горой», «местом, где живут духи» и особо почитали как место силы. И вот вождь сказал:

– Ваша цель – добраться до вершины. А если вы почувствуете, что у вас не хватает сил, возвращайтесь. Но принесите мне ветку любого растения с того места, где вы повернули обратно.

Вскоре вернулся первый юноша. Он показал вождю сухую и пыльную ветку кактуса.

– Ты не добрался даже до подножия горы и не смог пересечь окружающую ее пустыню, – сказал вождь.

Второй принес ветку полыни.

– Ты добрался до горы, – молвил вождь, – но даже не попытался взойти на нее.

Третий молодой индеец показал вождю ветку тополя.

– Ты, конечно, прошел не так уж много, – сказал вождь, – но, по крайней мере, добрался до родников на склоне горы.

Четвертый принес ветку кедра.

– Ты прошел половину пути к вершине, – сказал вождь.

И, наконец, появился пятый юноша. Руки его были пусты, но глаза сияли восторгом.

– Великий вождь! – сказал он. – Мне нечего тебе показать. Там, где я был, деревья не растут. Но зато я видел облака у моих ног, а вдали – сверкающее море.

– А мне сейчас и не нужны никакие доказательства в виде веток, – ответил ему вождь. – Все видно по твоему лицу и глазам. Ты действительно добрался до вершины и видел гору во всем ее величии!

О чем эта история?

Да, иногда люди совершают восхождение на гору, чтобы испытать себя или доказать что-то окружающим. Есть на свете горы, которые издавна считались священными – обиталищами богов или духов, местами, которые помогают человеку обрести себя, познать истину, разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Именно в горах часто возводились храмы самых разных конфессий, основывались святилища и монастыри. Но даже если вы человек сугубо домашний и в вашей жизни не было реальных восхождений на Аконкагуа, Эверест, Синай, Фудзияму или Аруначалу, наверняка бывали ситуации, когда приходилось делать выбор, принимать решения, «расти над собой». Такие ситуации можно сравнить с восхождением на вершину. Сделать над собой усилие, перебороть негативные устремления, попытаться стать лучше – и увидеть облака и сияющее море!

И книга, которую вы сейчас держите в руках, поможет вам совершить своего рода восхождение. От обид – к гармонии и прощению. От выжженной пустыни конфликтов и непонимания – к сияющим вершинам понимания, спокойствия и благости.

Книга посвящена обидам и работе с ними. Вернее, работе с собой.

«Я обиделся!» – насколько часто в нашей жизни звучит эта фраза?

«Мама, Петька растоптал мои куличики! Я обиделся!»

«Лена не дала списать! Я обиделась!»

«Преподаватель снизил оценку из-за прогулов! Я обиделся!»

«Подруга сказала, что в этом платье я толстая! Я обиделась!»

«Свекровь раскритиковала мой борщ! Я обиделась и больше не хочу видеть ее у себя в гостях!»

«Мне не выплатили премию! Я обиделся! Увольняться не буду, но работать теперь буду вполсилы!»

Что такое обида? Почему рождается это чувство? Можно ли найти в нем что-то конструктивное, и что оно приносит в нашу жизнь? Делает ли обида нас лучше или хуже, и всегда ли виноват исключительно тот, кто обидел нас?

Обида – это пустыня. Правильная проработка обиды – это путь к вершине, к облакам и сияющему морю!

Почему у меня возникла идея написать эту книгу?

Люди часто пишут мне письма. И вот однажды я получил письмо от одной женщины, в котором была такая история. Она встречалась с молодым человеком, и все у них было замечательно: они любили друг друга, вместе ездили в путешествия, он дарил ей подарки. И вот в какой-то момент он совершил некий неправильный поступок. Не буду вдаваться в подробности, какой именно, но после этого они не просто расстались – тот поступок перечеркнул все хорошее, что было у них в течение пяти лет. И вот эта женщина пишет мне: «Я не могу даже смотреть на наши старые совместные фотографии. Я открываю компьютер, смотрю на эти радостные лица – и мне тошно становится. Хотя я понимаю, что тогда наши чувства были искренними! Те подарки, которые он мне подарил, я выкинула. Хотя прекрасно понимаю, что дарил он с удовольствием, из хороших побуждений. Но один его поступок перечеркнул всё. Иногда, конечно, когда я вспоминаю что-то хорошее, я успокаиваюсь, мне становится легче. Но как только в голове всплывает его поступок в отношении меня, который перечеркнул все хорошее, что было за пять лет… Ощущение такое, что в прозрачной чистой реке всплыл труп. Снова возникает чувство, что человек все испоганил. Снова накатывает обида. Что же мне с этим делать?»

«Я думаю, – пишет дальше она, – что я не единственная, у кого такая ситуация в жизни. Вы можете что-то посоветовать таким, как я?»

Подобные вопросы мне задают нередко. И я хочу сказать,