11 страница из 12
Тема
зона защиты. Но всегда оказывалось, что поступают они по-своему. Не потому что они не хотели этого делать, а потому что не могли. Да и признаваться, что они просто хотят работать в «Майнце», подобные тренеры тоже не хотели. «Сегодня у нас есть устоявшийся концепт, идея игры, которую мы презентуем тренеру. И эту идею он должен воплощать», – объясняет Хайдель. В рамках этого концепта тренер может делать то, что хочет. Но тренера, который, например, хочет играть, имея в составе либеро, и в помине не будет.

Теневой кабинет

Перед игрой с «Рот-Вайсс Эссеном» Зафтиг объясняет команде новую тактику. Таким образом, ничего от системы Франка, «старого футбола», не осталось. После этого Клопп пришел к Хайделю в офис и задал лишь один вопрос:

«Нам играть так, как мы играем обычно? Или как требует Зафтиг?» Недолго думая, хоть и догадываясь о последствиях, менеджер отвечает: «Как обычно». Это значило, что команда будет опять играть по системе Франка, на что, кстати, сам Зафтиг подписался, соглашаясь на контракт с «Майнцем». Команда побеждает, все поздравляют Зафтига с первым успехом. Таким образом возник, как Хайдель его называет, «теневой кабинет». Но долго так дела идти не могли.

«А ну за стол!» – рявкнул Хайдель и ударил кулаком по столу так, что кофейные чашки подпрыгнули. Он разговаривал с Клоппом по поводу тактики «Майнца», по которой стоит играть, несмотря на идеи нового тренера.

«Мы будем делать вот так и так», – объясняет менеджеру Клопп. Зафтиг пусть занимается представительскими функциями. Но однажды тренер все-таки смог пробиться через активное сопротивление команды, совершив пару ошибок, которые даже игроки не могли исправить. В результате «Майнц» впервые сползает на четвертое место во Второй Бундеслиге, уступая место «Вольфсбургу».

В следующем сезоне Зафтигу пришлось уйти в отставку. На его место приходит австриец Дитмар Константини. Под покровительством Эрнста Хаппеля он тренировал австрийскую национальную сборную. Константини заставил команду играть с либеро. Однако после громкого поражения в игре против «Ваттеншайда 09», окончившейся 1:3, «Майнц» упал на 14-е место, разместившись рядом с «Штутгартер Киккерс». Константини добровольно подал в отставку, заметив: «В настолько дрянной ситуации вам поможет лишь один человек – Вольфганг Франк».

Франк – дубль II

Вольфганг Франк, который на тот момент тренировал венский клуб «Аустрия», вернулся обратно в «Майнц». Иногда футбол – это все-таки нечто большее, чем просто бизнес и контракты. На гостевую игру против «Штутгартер Киккерс», первую после возвращения Франка, вместе с командой поехали и 1200 фанатов. Все они дружно скандировали: «Мессия! Мессия!» Некоторые игроки думали так же. Было в нем что-то действительно загадочное. Игру против «Киккерс» команда выигрывает 2:1. Никакого либеро и в помине не было. Голы забили Штеффен Херцбергер и Свен Демандт. Юрген Крамны играл полузащитника. «Майнц 05» поднялся на десятое место в сезоне-1997/98. А в 1998/99 «Майнц» стал уже седьмым.

В апреле 2000 года, после поражения 0:1 от «Кёльна», Франк, который уже в открытую вел переговоры о переходе в «Дуйсбург», был отправлен в отставку. По этой причине он целых два года не разговаривал с Хайделем. Под руководством пришедшего ему на смену Дирка Каркута «Майнц» худо-бедно умудряется сохранить место во Второй Бундеслиге.

Каркут был лишь временным решением. На смену ему приходит Рене Вандерейккен, который опять настаивает на использовании либеро.

«У нашей команды была прекрасная тактика благодаря Франку. А вот у следующих тренеров ее не было, – вспоминает Хайдель. – Команда с тактической точки зрения всегда была лучше, чем тренеры». С новыми игроками из-за этого тоже получались проблемы, поскольку команда играла по-своему, а тренеры не могли объяснить новичкам того, чего сами не знали.

Вандерейккен разругался со всеми старыми игроками, поэтому Клопп в матчах не участвовал. 11 ноября «Майнц» терпит поражение в игре с «Ганновером 96» 0:2. Вратарь Димо Вахе получает красную карточку. У клуба, провалившегося на 15-е место, всего лишь 12 очков. Вандерейккена, который будет с 2006 по 2009 год тренировать национальную сборную Бельгии, увольняют. Конечно, тренеры, которые работали с «Майнцем», не были бездарями. Но запросы у клуба были высокими. Для команды подходила лишь одна система, дававшая возможность избавиться от индивидуальных слабостей игроков.

Ульф Краутцун

Преемника Вандерейккена звали Ульф Краутцун. Он очень хитро обеспечил себе рабочее место. Краутцун позвонил Клоппу якобы просто так, не заговаривая, что хочет стать тренером «Майнца». Клопп рассказал Краутцуну, что в команде идет не так и что нужно сделать, чтобы что-то изменилось. На собеседовании с руководством клуба Краутцун рассуждает об игре в линию с четырьмя защитниками. Правда, узнал он о ней только от Клоппа в телефонном разговоре.

Краутцун принят.

«Мы не знали об этом разговоре», – признается Хайдель.

Увы, тренер, побывавший в разных уголках мира, насторожил уже на первой пресс-конференции. Фразой «Я рад работать в Пфальце, на Брухзее» он сразу же показал свою райнхессенскую принадлежность.

В это время дела клуба все еще идут не очень. Под руководством Краутцуна, родившегося в 1941 году и испытавшего сильное влияние поколения войны, «Майнц» теряет одно очко в игре против «Санкт-Паули» и выигрывает у «Нюрнберга». После этого – два очка в семи матчах. «Просто невезение», – рычал Краутцун.

В январе 2001 года игра со «Штутгартер Киккерс» оканчивается 0:0. «Майнц» находится на 16‑й строчке, «Штутгартер Киккерс» на 15‑й. Начался зимний перерыв.

«Нужно что-то делать», – решает Хайдель и начинает искать нового тренера. Это был предпоследний день карнавала. Хайдель сидел дома и листал ежегодник Kicker. Туда-сюда.

«Я не мог найти подходящего резюме», – вспоминает Хайдель. Новый тренер… Кто же должен им стать? Тренер для клуба, «который взлетел в турнирной таблице со скоростью ракеты», как будут говорить позже.

Тренер уехал вместе с командой в Бад-Кройцнах, чтобы не дать ребятам расслабиться из-за майнцевского карнавала. Руководство клуба осталось в городе. Хайдель сидел на диванчике и размышлял: «Что же делать дальше?» И тут он решился: «Пусть решают сами, пусть команда сама несет за себя ответственность. В конце концов, у нас есть четверо-пятеро толковых и уже взрослых игроков. Будем тренироваться сами». Это почти как ребята в юношеских лагерях с самоуправлением. Такой поворот событий никак не был связан с упрямством Хайделя. Скорее речь идет о том, что команда тогда знала о футболе нечто такое, что было известно далеко не всем немецким тренерам. Краутцун к числу посвященных не относился.

«Сделаю»

Хайдель позвонил Харальду Штрутцу. Штрутц – бывший прыгун тройным, адвокат и президент клуба с 1988 года. В трубке были слышны громкие вопли. Судя по всему, Штрутц был на карнавале. Хайдель сказал: «Мы меняем тренера». Штрутц в ответ лишь спокойно сказал: «Хорошо». Праздничные крики все еще были слышны. Хайдел добавил: «Я назначу Клоппа

Добавить цитату