2 страница
меня, что такой путь воспоминаний является наиболее эффективным для осознания своего текущего состояния. Сверходаренность настолько меняет всю нашу личность и отношение к окружающему миру, что игнорировать ее – означает прожить жизнь зря. Мы просто не имеем на это права. Моя миссия как психолога заключается во всестороннем изучении этого явления, чтобы помочь всем, кого оно коснулось, прийти к своему личному счастью, которого они, безусловно, заслуживают.

Я рада новой встрече с вами и еще одной возможности поделиться своими знаниями. Спасибо за ваше доверие, спасибо всем моим большим и маленьким пациентам, без которых она была бы невозможна. Именно вы заставляете меня двигаться вперед, продолжать мои исследования и в итоге понимать и узнавать все больше и больше. С вами я сама становлюсь сверходаренной!

Жанна Сио-Фашен

Глава 1. Что означает быть сверходаренным?

Сверходаренный – кто ты?

Сверходаренные люди – кто они? Просто дань моде? Средства массовой информации пытаются внушить нам, что эта проблема искусственно раздута слишком нервными родителями таких детей и психологами, обеспокоенными возможностями «сверхразума». В то же время частенько говорят, будто каждый родитель хочет видеть в своем ребенке уникума и переоценивает его необычность, теша свою материнскую и отцовскую гордость. Но так ли это? И почему интерес к таким уникальным людям обострился совсем недавно?

Что же произошло? Здесь соединилось несколько факторов:

♦ во всем мире возрос интерес к психологии;

♦ как следствие, широко распространились психологические консультации для детей и подростков.

Итак, психология сделала большой скачок вперед, детей и подростков стали внимательнее изучать, и постепенно выявилась печальная закономерность: именно дети с высоким уровнем интеллекта испытывают серьезные проблемы с учебой и чаще подвержены психологическим расстройствам. Каким? У них возникают нарушения поведения и трудности с социальной адаптацией; а это значит, что им трудно учиться и их очень трудно учить. Иногда даже и опасно, если ребенок не социализован.

Сработал и еще один фактор: родители стали откровеннее с психологами, они больше и охотнее рассказывают о таких проблемах и о необычности своих детей; следовательно, и родители, и психологи получают больше информации. Необычность ребенка, которую общество раньше клеймило или ставило в вину родителям (это называется «стигматизацией»), перестала быть чем-то постыдным, и теперь таким детям и родителям стараются активно помочь, а не списывать ребенка со счета как безнадежного.

Однако есть и еще один предрассудок, который упорно бытует в обществе. Принято считать, что, если ребенок (или взрослый) одаренный, ему по определению легче добиться успеха в жизни и в работе; более того, считается, что он ОБЯЗАН хорошо учиться и впоследствии преуспевать. А где завышенные ожидания – там и повышенное психологическое давление на психику, которая у сверходаренных и без того хрупка.

Каков здесь вывод? Он прост: сверходаренность – это не просто дар природы, но серьезная проблема для носителя дара и для его близких. В противоположность распространенному убеждению, уникальным людям трудно занять свое место в обществе и преуспеть в жизни. Запомним же основной принцип, делающий наших уникальных людей такими чувствительными и ранимыми: за сверхразвитый ум им приходится расплачиваться своей неустойчивой психикой.

«Странная логика. Разве серьезная работа мысли и серьезные страдания могут привести к одному и тому же результату? Получается, что думать и страдать – это одно и то же?»[1]

Морис Бланшо

Каковы основные заблуждения общества по поводу сверходаренных людей?

♦ Мы прочно ассоциируем их развитый ум с серьезными жизненными успехами.

♦ Мы путаем их теоретические знания и практические результаты.

♦ Мы не видим разницы между потенциалом их разума и его эффективностью.

♦ Мы не понимаем, что их интеллект, кажущийся нам таким полезным в реальной жизни, наоборот, зачастую служит источником страданий и причиной серьезных ошибок (сверходаренные люди умны по-своему).

♦ Мы забываем, что умение быстро усваивать, анализировать и запоминать нужную информацию само по себе не является научным знанием.

♦ Мы не всегда понимаем, что сверхразвитый интеллект всегда «идет в комплекте» со сверхчувствительностью и чрезмерной эмоциональной восприимчивостью.

♦ Мы не понимаем, что сверхразум и сверхчувствительность делают его обладателя более слабым и уязвимым.

♦ Мы не догадываемся, что одаренный человек неимоверно устает от эмоционального напряжения: чтобы глубоко понять мир и нюансы человеческих отношений, ему требуется много сил, а это неизбежно отражается на психике.

Любая беседа об умственных способностях всегда порождает многочисленные поводы для споров. Прежде всего, интересно само значение этого понятия: что означает быть умным? Нас занимает и практическое применение таких способностей: какое будущее ждет умного человека? И наконец, наши личные ожидания: как я могу использовать свой ум? А если у меня ничего не получится, не ставит ли это под сомнение мои высокие умственные способности? Видите, насколько сильны все наши страхи и предрассудки, связанные с чрезмерно развитым умом.

«Быть умной, конечно, здорово, но к этому уму всегда прилагается парочка неприятных „дополнений“, – объясняет мне сверходаренная Аврора. – Я бы с удовольствием взяла один ум без всех этих „бонусов“, ведь он правда очень нужен в повседневной жизни. Но со всем, что прикладывается к нему, жить весьма тяжело».

Запоминаем!

♦ Сверходаренность – это, прежде всего, один из видов умственного развития, нетипичный способ работы разума, использование различных индивидуальных познавательных ресурсов мозга.

♦ Речь идет не о количественно большем уме, а о качественно другом. Это абсолютно разные вещи!

♦ Сверходаренность – это не только высокий уровень интеллектуальных познаний, крайне развитый ум, сильно развитые навыки понимания, анализа и запоминания, но и чрезмерная чувствительность, эмоциональность и восприимчивость, напряженная работа всех пяти чувств, а также проницательность, глубина которой находится за рамками нашего понимания. Таким образом, мы получаем две стороны одной медали:

– сверходаренность – это образ жизни, накладывающий отпечаток на характер человека;

– сверходаренность – это непременно бьющие через край эмоции и постоянная нечеловеческая работа мозга.

Бьем в колокола!

На сегодняшний день статистика по сверходаренным детям неутешительна: у них хромает школьная успеваемость, при этом они часто испытывают психологические проблемы, манию величия, обостренное чувство вины. Казалось бы, у них есть все, чтобы превратить свои способности в плюсы, которые помогали бы свести к минимуму жизненные трудности. Но вместо этого у детей получаются сплошные минусы: неумение контролировать свои эмоции и многочисленные психологические проблемы. В подростковом возрасте такие нарушения порой сопровождаются более серьезными психическими заболеваниями, когда ребенку все сложнее справляться со своими особенностями.

Все эти последствия зависят от возраста, в котором у ребенка была выявлена его сверходаренность. Если ребенок растет, не зная, какой он, риск психологических проблем возрастает. Когда он повзрослеет, его характер будет основан либо на пережитых душевных травмах и ложных предрассудках, либо на своевременно созданных защитных механизмах. Жизненный путь такого повзрослевшего сверходаренного ребенка часто извилист, переменчив и не слишком удачен.

Разумеется, некоторые сверходаренные взрослые способны наладить нормальную жизнь, найти себе занятие по душе и добиться некоторых успехов. Но,