Игры для разума. Тренинг креативного мышления

Читать «Игры для разума. Тренинг креативного мышления»

0

СПб.: Питер, 2007 г. - 448 стр.

ISBN 978-5-91180-514-2

Серия: Сам себе психолог

Креативными не рождаются - креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упражнений любому человеку позволит развить нестандартное "вертикальное мышление"!

Метод Леонардо да Винчи, метод Сальвадора Дали, техники творческой инкубации и мозгового штурма - эти и многие другие упражнения помогут максимально использовать потенциал мозга и собственное подсознание. Вы сможете находить новые способы делать деньги и карьеру, превращать проблемы в возможности, действовать более продуктивно, побеждать конкурентов и создавать новые технологии.

Вам обеспечен невероятный творческий подъем, немыслимое количество новых идей и настоящий прорыв в будущее!

Игры для разума

Тренинг креативного мышления

Эта книга и моя любовь посвящены моей жене и партнеру Анне, которая навсегда поселилась в моем сердце

Благодарности

Я благодарю Шарлотту Бруни, руководителя прихода Сент-Винсент де Пол в Черчвилле, штат Нью-Йорк, за пробуждение во мне веры и напоминание о единственной самой важной вещи в жизни, о который я давно забыл. Шарлотта напомнила мне, что настоящая природа человеческих чувств по большей части одинакова у разных людей на всей земле.

Конечно, у человека есть такие чувства, в которых мы все отличаемся между собой. У каждого из нас есть свои особенности и собственный уникальный характер. Именно об этих особенностях говорят люди, когда обсуждают и сравнивают чувства. Но такие чувства составляют приблизительно десять процентов всех наших переживаний. Девяносто процентов чувств у всех одни и те же, и мы переживаем их одинаково.

Эти общие универсальные человеческие чувства забыты большинством людей, они скрыты в массе мнений, конфликтов и личностных различий, озвученных правительствами, религиями, политическими деятелями, учеными, знаменитостями и, конечно, вездесущими и всемогущими средствами массовой информации. Эти голоса дисгармонии и разобщенности отдалили нас друг от друга и ожесточили наши сердца. Мы должны игнорировать эти голоса раздора и побуждать друг друга чтить и уважать этот огромный океан — эти девяносто процентов, — в котором наши чувства похожи. Возможно, если мы будем делать это, то обретем «рай на земле».


Предисловие к новому изданию

Генерал выбирает дорогу к безопасности или к гибели.

Сунь Цзы


Подумайте о деревьях вдоль дикого и овеваемого всеми ветрами озера. Эти деревья стоят так, что, когда дует ветер, они дружно сгибаются, и все силы в системе остаются в равновесии. Паттерн сгибающихся деревьев, растений и корней делает их самоподдерживающимся единым целым.

Теперь подумайте о наклонном участке земли, где имеет место эрозия. Там недостаточно деревьев, чтобы закрепить землю. Льет дождь, и потоки воды уносят землю, в результате чего образуются овраги. Здесь не хватает деревьев и растений. Земля не закреплена, потому что недостаточно корней или растений. Каждый раз, когда дует ветер или идет дождь, эрозия углубляется. Паттерн этой системы порождает такие силы, что в конечном счете они уничтожают саму систему. Это самоуничтожающаяся система. Она неспособна сдержать силы, которые возникают в ней.

Природе безразлично, созидательные эти паттерны или разрушительные. Ей важно, как происходит самоорганизация различных объектов, как они взаимодействуют, чтобы образовать устойчивые паттерны. Когда вы рассматриваете паттерны природы, их содержание проявляется только в динамике. В случае деревьев форма и содержание неразрывно связаны и не могут быть отделены друг от друга. Здоровый паттерн дружно сгибающихся деревьев создает гармонию и красоту, тогда как другой паттерн является разрушительным и уродливым.

То же самое происходит с людьми. В случае деревьев паттерны формируются под влиянием ветра, дождя, корней и эрозии; в случае людей паттерны, образующие человека, получаются из всей совокупности человеческих действий. Позитивный я-образ подобен паттерну деревьев и ветра, он самоподдерживающийся и креативный; негативный я-образ подобен паттерну оврагов и дождя, и он самодеструктивный.

Возьмите три чистых листа бумаги и положите их рядом на расстоянии несколько сантиметров друг от друга. Оставьте центральный лист чистым. На правом нарисуйте небольшую ромбовидную точку в середине страницы. На левом нарисуйте какую-нибудь закорючку.

Какой лист бумаги больше похож на ваше настоящее «я»? Какой из этих трех листов лучше изображает вас в целом, со всеми вашими надеждами, страхами и слабостями на данный момент времени. Какой точнее представляет, как вы ощущаете себя?

Большинство людей выбирает закорючку или чистый лист. Почти никто не выбирает ромбовидную точку. Однако лист с этой точкой самый сосредоточенный и основательный и содержит в себе больше чувств и потенциальных возможностей. Чистый лист кажется пустым и бессмысленным. Лист с закорючкой производит впечатление беспорядка и нелогичности.

Вы можете усомниться в том, что эти описания точны. Чтобы убедить вас, позвольте предложить вам мысленный эксперимент. Предположим, что вы находитесь рядом с человеком, которого вы любите больше всех на свете. И предположим, что вы подготовили три листа бумаги, которые мы только что рассмотрели. Вообразите, что вас попросили дать лист бумаги, который больше всего выражает вашу любовь к этому человеку. Какой из трех вы дадите? Скорее всего, вы дадите лежащий справа, потому что он воспринимается как ценный, стоящий того, чтобы его отдать, и наиболее значимый.

Большинство из нас чувствует пустоту и нелогичность в своей жизни, и именно поэтому мы рассматриваем себя как чистый лист или закорючку, а не ромбик. Мы знаем, что хотели бы выбрать ромбовидную точку, но каким-то образом наше самоощущение заставило нас чувствовать себя недостойными, и поэтому мы рационалистически объяснили, почему выбрали закорючку или чистый лист. В жизни происходит то же самое.

Нас неявно учат, что мы существуем и есть такие, какие есть. Нас приучили к мысли, что все люди — лишь отражение своих генов, окружения и природы. Мы вынуждены быть объектами. Нас учат говорить «мне» вместо «я». Когда вы говорите о самом себе «мне», вы ограничиваете себя. Говоря «мне», вы всегда ограничены, поскольку становитесь пассивным объектом, а не активным субъектом. Когда вы говорите «мне», вы не действуете; при этом на вас действуют внешние силы.

Когда вы рассматриваете себя как объект, вы принимаете на веру описания, которые вам дают другие люди (родители, преподаватели, ровесники, коллеги и т. д.). Вы становитесь теми, кем вас считают. Вы можете хотеть стать артистом, но другие могут сказать вам, что у вас нет таланта, образования или темперамента, чтобы быть артистом. Ваше «мне» скажет: «Кем ты себя считаешь? Ты всего лишь обычный человек. Вернись к реальности».

Ричард Коуэн — автор книги «Оглушенный: подняться над болезнью», и его жизнь определяется болезнью. У него множественный склероз, он фактически слепой, почти немой и страдает хронической болью, которая не дает ему спать и постоянно изнуряет его. Два случая рака толстой кишки за прошлые пять лет привели к расстройству кишечника. И хотя в настоящее время у него нет