От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион

Читать «От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион»

0

Дмитрий Александрович Котов

От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион

Текст предоставлен правообладателем

«От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион»: Издательство АСТ; Москва; 2019

ISBN 978-5-17-110054-4

2

Аннотация

В современном мире, где сломаны все границы общения в онлайне, огромную роль

играют социальные сети и визуальный контент. Хорошо сделанная картинка важнее

тысячи слов и не требует перевода. Фильммейкинг, или создание кинофильмов

собственными силами, стал новым способом коммуникации с миром для современных

молодых людей. Нынешние 20-летние не рассказывают, как они живут, а показывают. И,конечно, каждый задается вопросом: как сделать свои «движущиеся картинки» эффектнее

и выигрышнее, чем у других?

В этой книге успешный продюсер и сценарист Дмитрий Котов познакомит вас с

азами фильммейкинга и расскажет, как использовать безграничные возможности для

творчества, которые дает нам современный мир, чтобы создавать собственное

уникальное кино.

Дмитрий Александрович Котов

От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион

© Д.А. Котов, текст, 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

* * *

Введение

Фильммейкинг – новое увлечение поколения Z

1. Поколение Z. Зачем вам эта книга?

Когда я был маленьким (в 70-е годы прошлого века) фотографией занимались либо

профессионалы, либо увлеченные и кропотливые любители. Они должны были уметь

выбрать подходящие для съемки фотоаппарат и пленку, настроить экспозицию и диафрагму, в полной темноте на ощупь зарядить пленку в проявочный бачок, подготовить специальные

реактивы и обработать пленку, соблюдая температурный и временной режим, а затем при

свете красного фонаря, который не портит фотобумагу, отпечатать снимки и обработать их

химикатами. Это был трудоемкий процесс, требующий времени и усидчивости. Когда мой

отец «колдовал» с фотоувеличителем в ванной комнате, дверь которой была завешена

шерстяным одеялом, он казался мне настоящим волшебником. И тем не менее, фотографирование даже тогда было весьма популярным хобби.

3

Студенты курса «Фильммейкинг» на съемках

Потом печать фотоснимков стала обычной и недорогой услугой. Появились недорогие

любительские цифровые фотоаппараты. А когда функция фото появилась в мобильных

телефонах, фотографами стали все. Теперь фотографированием никого не удивишь, оно

стало рутинным процессом. Что дальше?

В истории человечества периодически происходят смены коммуникативных

технологий, и именно сейчас мы с вами наблюдаем очередную такую смену. Это особенно

заметно на детях, у них изменилась так называемая «сенсорная модальность», то есть

преобладающий способ восприятия мира через их ощущения – они все меньше читают и все

больше смотрят. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это

совершенно другой способ восприятия, который не требует особого напряжения, активности, и даже воображения, более легкий и комфортный.

Представители «поколения Z» (те, кому сейчас 15–20 лет) ежедневно используют

компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и котиков в соцсетях. Они – визуалы. Поэтому после

«статичной» фотографии в развитии способов коммуникации с миром естественным шагом

становится увлечение фильммейкингом – так мы называем создание кинофильмов

собственными силами. Нынешние 20-летние не рассказывают, как они живут, а показывают.

И, конечно, каждому хочется, чтобы его «движущиеся картинки» были эффектнее, выигрышнее, чем у других. Чтобы их фильмы производили наиболее яркое впечатление – на

зависть злопыхателям и на радость друзьям.

Представители

Торонтской

школы

теории

коммуникаций

считают,

что

коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. У человека

средневековья и представителя эпохи Возрождения – разные картины мира и ценности. В

средние века люди использовали для общения речь и слух, а в сегодняшнем мире, где

сломаны все границы общения в онлайне, гораздо важнее картинка, которая – если она

хорошо сделана – важнее тысячи слов и не требует перевода. (Кстати, первый парадокс этой

книги в том, что вы, поколение визуалов, ее читаете. Ведь читаете же?) Вспомним

знаменитую цитату из фильма «Доживем до понедельника» (реж. С. Ростоцкий, 1967 г.):

«Счастье – это когда тебя понимают». Один из вопросов, на который отвечает эта книга – как

4

научиться создавать такую картинку, чтобы тебя понимали.

Фильммейкинг – не только способ коммуникации, но и способ социализации, достижения важной жизненной цели «найти своих и успокоиться». Все мы социальные

животные, а социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. У

нынешнего молодого поколения социализация происходит в онлайне, и все, что

выкладывается представителями поколения Z в соцсетях – это месседж выкладывающего, его послание миру. И очень печально, когда это послание сводится к фотографиям еды, потому что, если это не демонстрация своих кулинарных талантов и не реклама собственного

милого ресторанчика, его можно прочитать разве что так: «У меня есть голова, и я ей ем».

Все мы достойны того, чтобы наши послания миру были креативными, отражали наши

глубокие и интересные личности. Как создать такую движущуюся, динамичную картинку, чтобы вызвать не только понимание, но и подлинный интерес – поговорим и об этом.

Отсутствие скуки, захватывающие задачи и чувство контроля обеспечивают

существенную часть состояния комфорта представителям поколения Z – а тем, кто увлекся

фильммейкингом, скучать просто некогда. А насколько это захватывающие задачи! Как, например, сделать «закат солнца вручную»? Создавая фильмы, вы создаете новые миры, в

которых вам хотелось бы жить или которых вы хотели бы избежать. Вы становитесь богом в

своей маленькой вселенной, где вы можете делать все, что хотите, и где все зависит только

от вас и больше ни от кого.

А что же «поколение Y» – те, кому сейчас за 30? У этих «мигрантов в стране цифровых

технологий» в детстве не было Интернета, но они прекрасно им пользуется. Это значит, что с

точки зрения развития и расширения коммуникативных возможностей фильммейкинг для

них не менее актуален, тем более что поколение Z дышит им в спину. Представители

поколения Z с пеленок сильны в визуализации, скоро именно они будут диктовать моду и

тренды, а главное, начнут конкурировать за лучшие места под солнцем. Сдаст ли поколение

Y свои позиции без боя? Надеюсь, что нет.

Студенты-фильммейкеры Высшей школы кино «Арка» с куратором курса Тимуром

Бекмамбетовым

5

А еще фильммейкинг – это первый шаг в «большое кино», в сторону красной ковровой

дорожки и вожделенного Оскара. Хватит горевать о русском кино, если вас волнует его

судьба – пора что-то сделать самим. Все в ваших руках, и наше время дает безграничные

возможности и для творческой самореализации, и для создания того, что по вкусу именно

вам. Вот только с чего бы начать? Об этом я тоже расскажу в этой книге.

И главное, фильммейкинг – это весело! Занимаясь собственным кино, вы быстро

найдете много новых настоящих друзей – не в онлайне, а в реальной жизни! Потому что

фильммейкинг – дело коллективное. Бывает, что кое-что получается и у одиночек, но

результаты командной работы всегда во много раз круче! Хотите убедиться в этом сами?

Вперед!

Это первая книга из серии книг о кино, которую придумала и разработала моя коллега

Наталья Иванова-Достоевская.

2. Как мы сняли 74 фильма за три года

К концу девяностых я уже почти шесть лет довольно успешно занимался

рекламно-информационным бизнесом в Саратове, но все еще жаждал перемен –

«перестроечные» настроения были еще живы. И вот в феврале