киноэкраны, которых было не так уж много, поскольку отечественный кинопрокат только
начинал восстанавливаться после затяжного кризиса, вышел легендарный «Титаник» (реж.
Дж. Кэмерон, 1997 г.). И люди хлынули в кинотеатры – от фанаток молодого, смазливого и
уже тогда гениального Ди Каприо до серьезных любителей кино, которые не могли
пропустить такое зрелище. «Титаник» наглядно продемонстрировал, что желание ходить в
кино, чтобы коллективно, сидя вместе со всеми в большом темном зале, совместно
переживать сильные эмоции, у людей никуда не исчезло.
На посвящении в студенты. Горки Ленинские, октябрь 2017 г.
6
И тогда мы с моими товарищами и партнерами по рекламному бизнесу взяли в
управление кинотеатр «Пионер» в самом центре Саратова – провели ремонт, установили
звуковую систему Dolby Surround, занялись выстраиванием репертуара. Я стал директором
«Пионера», начал периодически ездить на кинорынки в Москву и ближе познакомился с
«настоящими кинематографистами».
Спустя три года меня уже интересовало, как снимаются фильмы и можно ли попасть на
эту «фабрику грез». В 2001 году перебрался в Москву и поступил в Мастерскую кино и
телевидения Юрия Грымова. Я очень благодарен этому яркому, харизматичному человеку, который дал мне шанс попробовать себя в разных областях кинопроизводства.
А было это так – совершенно неожиданно Грымов предложил мне стать сначала
техническим редактором, а затем и соавтором сценария экранизации романа Людмилы
Улицкой «Казус Кукоцкого», получившего «Русский Букер». Признаюсь – я был в полной
растерянности, не представляя себе, как можно переложить на экран внутренние монологи
героев, пространные описания и длинные философские размышления. Но благодаря первым
сценарным наброскам Людмилы Евгеньевны я познакомился с технологией адаптации
литературного материала для экрана, и в итоге мною были написаны две трети сцен сериала
«Казус Кукоцкого» (реж. Ю. Грымов, 2005 г.). Я благодарен Людмиле Евгеньевне за
наставничество и Юрию Грымову за мощнейшую моральную поддержку, дающую запал к
действию.
На съемках сериала «Казус Кукоцкого»
Новичкам везет. Мне предложили заняться планированием съемок «Казуса
Кукоцкого». Так я начал осваивать работу второго режиссера по планированию и вскоре
узнал, что написанное в сценарии не всегда легко осуществить в производстве, в условиях
бюджетных ограничений и жесткого тайминга. На площадке же меня ожидал бесценный
опыт, который я получил, наблюдая за работой режиссера Грымова с потрясающими
актерами: Чулпан Хаматовой, Еленой Дробышевой, Кареном Бадаловым, Марией
Кузнецовой, Юрием Цурило, Арменом Джигарханяном, Ларисой Лужиной и Людмилой
Поляковой!
И потом мне повезло еще раз. Совершенно случайно мы пересеклись с Евгением
7
Мироновым, с которым еще в детстве занимались в одном кружке в Доме офицеров военного
городка под Саратовом. Мой первый сценарный опыт с «Казусом Кукоцкого» открыл для
меня возможность поработать вместе с Евгением Мироновым и Сергеем Астаховым над
сценарием полнометражного фильма «Побег» (реж. Е. Кончаловский, 2005 г.).
Требовательность и творческая дотошность Евгения научили меня тому, что «хорошие
сценарии не пишутся, а переписываются». Это было рекордное в моей жизни количество
переделок и драфтов – хотя финальные драфты все равно дорабатывал более опытный
сценарист и режиссер Олег Погодин.
Так спустя четыре года после моего переезда в Москву я стал автором двух настоящих
фильмов. После этого я получил много предложений по работе сценариста. Я писал
сценарий «Русский балет» о Сергее Дягилеве и Вацлаве Нижинском, работал над
экранизациями книг Чарльза Буковски и Милорада Павича, сочинял комедии… Переговоры
затягивались, договоры не заключались, сценарии писались, переписывались и не
становились фильмами. За редким исключением мои существенные временные затраты
никак не оплачивались.
Я понял, как сложно быть сценаристом, какие это терпеливые и преданные профессии
люди с железными нервами, колоссальной усидчивостью и волей к работе, а также
безграничной фантазией, сочетающейся со способностью к жесткому структурированию
материала. Кроме того, я понял, что я перестал быть новичком и мне перестало везти, а
планка требований и ожиданий сильно выросли. И тогда мне стало интересно, как сделать
так, чтобы поменьше писать в стол и точнее угадывать, что же будет запущено в
производство.
За следующие десять лет я освоил еще семь киноспециальностей:
• Редактора – на сериале «Юнкера» (2007 г.) и полнометражном фильме «Подпоручикъ
Ромашовъ» (2013 г.) режиссера Игоря Черницкого.
• Второго режиссера по планированию и второго режиссера на площадке. В
«Юнкерах», среди прочего, я отвечал за разведение массовых сцен с многолюдной
массовкой в исторических костюмах – на светских балах, военных построениях и конных
парадах, на железнодорожных вокзалах со старинными поездами – бесценный опыт! А еще
мне удалось поработать с моими любимыми режиссерами – Владимиром Басовым-младшим
и Ольгой Басовой – на телефильмах «Терапия любовью» (2010 г.), «Обратный путь»
(2010 г.), «45 секунд» (2013 г.).
8
На съемках сериала «Юнкера», Санкт-Петербург, 2005 г.
• Кастинг-директора (ассистента режиссера по подбору актеров) – на полнометражном
фильме «Плюс один» (реж. Оксана Бычкова, 2008 г.), сериалах «Общая терапия» (реж. Олег
Фесенко, 2008 г.), «Выжить после» (сезон 2, 2016 г.), «Скорая помощь» (адаптация
американского сериала, 2014 г.) и др.
• Актерского агента – я стал учредителем, а затем и директором актерского агентства
«Берег», после чего возглавил агентство «Протеже Менеджмент» (группа компаний
«АМЕДИА»). За несколько лет работы актерским агентом я заключил более двухсот
актерских договоров с различными компаниями на участие своих актеров в кино- и
телепроектах, а в марте 2008 года я стал одним из инициаторов создания Гильдии актерских
агентов и был избран ее первым президентом.
• Креативного и исполнительного продюсера – окончил продюсерскую мастерскую
Александра Акопова (ВГИК-«АМЕДИА») и применил полученные знания и навыки в рамках
сериалов «Бездна» (реж. Дмитрий Петрунь, 2012 г.), «Хмуров» (реж. Сергей Коротаев, 2012 г.), «Папа в законе» (реж. Стас Иванов, 2013 г.) и «Ключи» (реж. Ольга Басова, Владимир Басов мл., 2016 г.).
Всякий раз я был новичком в освоении новой кинопрофессии – и мне снова везло! И
мне всегда помогали замечательные наставники: кроме уже названных Юрия Грымова, Людмилы Улицкой, Евгения Миронова, Владимира и Ольги Басовых, Александра Акопова
это были и Елена Кузьмина (когда-то директор мастерской Грымова), Сергей Даниелян (в ту
пору – продюсер и главный редактор кинокомпании «Централ Партнершип»), Нина
Витальевна
Зверева
(руководитель
учебного
центра
«АМЕДИА»,
а
ныне
медиатренер-консультант с огромным послужным списком). Я очень благодарен всем этим
людям, которые многому меня научили.
Когда в начале 2014 года мы с однокурсниками отмечали пятилетие выпуска из
продюсерской мастерской, наш мастер Александр Акопов пожелал нам начать преподавать –
потому что, отдавая свои знания, получаешь еще больше! И в том же 2014 году я стал
куратором курса «Фильммейкинг» Московской Школы Кино. В 2014–2017 годы на нем
обучались 275 студентов, которые за это время сняли 74 короткометражных фильма – и
сделали это в бюджетных рамках 20–150 тысяч рублей вполне профессионально, ничуть не
9
уступая короткометражным фильмам классических киновузов с бюджетами в районе
миллиона рублей, и достойно конкурируя с ними на различных показах и кинофестивалях.
Некоторые из них не только поучаствовали в отечественных фестивалях, таких как «Святая
Анна», «Короче» и «Кинопроба», но и побывали на международных кинофестивалях в США, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Афганистане.
Встреча «Клуба короткометражного кино» в Московской школе кино
Так я научился систематизировать знания в области кинопроизводства и передавать их
другим. Мои друзья-однокурсники по продюсерскому курсу ВГИК-«АМЕДИА» тоже
преподают – это